Во многом медвежья тактика Трампа основана на его воспитании. Американский президент, выросший на примерах беспримерного величия Америки, ее могущества и силы, до сих пор уверен, что весь мир управляется из Вашингтона. Поэтому он «нажал» на кнопку и стал ждать, когда все придут целовать его в… Но все оказалось совсем не так. У его страны уже не оказалось монополии ни на экономические, ни на политические рычаги влияния.
Китай и США обменялись пошлинами, способными остановить совсем торговлю между странами. Затем они стали делать послабления, и эксперты заговорили, что в результате постепенного снижения напряженности они придут к некоторому балансу.
Однако Китай, в отличие от Трампа, стал действовать точечно и изощренно. Вместо того, чтобы бить по площадям, китайцы начали наносить точечные и весьма болезненные уколы. Они решили вынимать отдельные кирпичики из американской экономики, чтобы из-за образовавшихся пустот обрушилось все здание.
Таким кирпичиком является корпорация Boeing. Так, в самом «хлебном», 2018 году, выручка компании составила 101 миллиард долларов, там работало 153 тысячи человек. По данным на 2023 год, в мире было 13 587 самолётов Boeing из общего числа в 29 061 самолета.
И вот теперь Китай решил нанести удар по одной из системообразующих компаний. Китай потребовал от своих авиакомпаний прекратить принимать дальнейшие поставки самолётов Boeing и закупать у американских компаний любое авиационное оборудование и запчасти в ответ на введение администрацией Трампа 145-процентных пошлин на китайские товары, пишет Bloomberg со ссылкой на осведомлённые источники.
Ожидается, что в течение следующих двух десятилетий Китай будет обеспечивать 20% мирового спроса на самолёты. В 2018 году Boeing производил четверть своей продукции именно для китайского рынка.
Всем известно, что себестоимость продукции зависит от серии: чем меньше самолетов будет производить корпорация, тем дороже они станут. А Китай — массовый заказчик. Вслед за сокращением самолетов, упадет прибыль, следом — вложения в НИОКР…
При этом Китай легко переживет без американских самолетов.
Airbus — главный и немедленный бенефициар сложившейся ситуации. Уже сейчас Airbus занимает более 50% китайского рынка гражданских самолётов, и в 2023–2024 году Пекин подписал соглашения на поставку 292 лайнеров A320neo и A350. Airbus активно развивает сборочное производство в Тяньцзине (единственная финалочная линия Airbus за пределами Европы для A320), что выгодно политически и логистически. Китай рассматривает расширение заказов на A321XLR для дальнемагистральных перевозок.
Есть у Китая собственное производство: COMAC C919 — прямой конкурент Boeing 737 Max и Airbus A320neo. Первые 6 бортов уже поставлены для China Eastern Airlines, есть свыше 1000 предварительных заказов от китайских компаний (правда, многие условные). Производственные мощности пока невелики: до 25 самолётов в год, значительная часть комплектующих пока ещё импортная (включая двигатели CFM LEAP-1C. Не допущен на международный рынок без европейской EASA и американской FAA сертификации. Но для перевозок внутри Китая никакие сертификаты не нужны. Поэтому, в случае чего, Китай, наладив производство своих самолетов, сможет насытить ими внутренние перевозки, если конечно, рядом с этим проектом не будет китайских мантуровых и чемезовых.
К сожалению, Россия провернуть этот финт пока еще не смогла и по-прежнему критично зависит от поставок не только самолетов, но и банальных гаек и шурупов.
Источник