«Россия — это не просто рынок, это стратегическая точка на карте глобального бизнеса. И те, кто ушел, рано или поздно вернутся» — Алексей Маслов, директор Института стран Азии и Африки МГУ .
Почему Южная Корея смотрит в сторону России?
2025 год стал переломным для международной политики. После долгих лет санкций и изоляции Россия и Запад начали осторожно налаживать диалог. И первыми, кто уловил ветер перемен, стали южнокорейские компании. Hyundai, Samsung, LG и другие гиганты, покинувшие российский рынок в 2022 году, теперь активно обсуждают возможность возвращения. Почему? Ответ прост: Россия остается одним из крупнейших рынков сбыта, а перспективы его восстановления слишком заманчивы, чтобы их игнорировать .
Но не все так однозначно. За время отсутствия южнокорейских брендов их место заняли китайские компании. Chery, Haval, Xiaomi и другие игроки из Поднебесной прочно укрепились в России, предлагая потребителям доступные и качественные товары. Теперь Hyundai и Samsung предстоит не просто вернуться, но и отвоевать свои позиции в условиях жесткой конкуренции .
Hyundai: завод в Санкт-Петербурге как ключ к возвращению
Одной из первых о возможном возвращении заговорила Hyundai Motor Group. В 2023 году компания продала свой завод в Санкт-Петербурге российской компании «Арт-Финанс» за символические 10 тысяч рублей, но оставила за собой право обратного выкупа в течение двух лет. Этот срок истекает в декабре 2025 года, и Hyundai активно рассматривает возможность вернуть свои активы .
«Россия — это рынок, который мы не хотим терять», — заявил источник в автомобильной отрасли. И это не просто слова. В 2024 году Hyundai подала 17 заявок на регистрацию товарных знаков в России, что явно указывает на подготовку к возвращению .
Но даже если Hyundai вернет завод, перед компанией встанет серьезный вызов. За время ее отсутствия российский авторынок кардинально изменился. Китайские бренды, такие как Chery и Geely, захватили львиную долю рынка, а потребители привыкли к их продукции. Чтобы вернуть былые позиции, Hyundai придется не только возобновить производство, но и предложить что-то действительно уникальное .
Samsung и LG: электроника под вопросом
Не только автопроизводители задумываются о возвращении. Samsung и LG, которые до 2022 года были лидерами российского рынка электроники, также следят за развитием событий. Обе компании приостановили производство на своих заводах в России после введения санкций, но их активы до сих пор сохраняют свою ценность .
«Мы внимательно наблюдаем за ситуацией и готовы вернуться, как только санкции будут сняты», — заявил представитель Samsung. Однако вернуть свои позиции будет непросто. За время отсутствия южнокорейских брендов рынок заполнился китайской техникой, которая не только дешевле, но и зачастую не уступает по качеству .
Судостроение: арктические амбиции Южной Кореи
Южнокорейские судостроительные компании, такие как Samsung Heavy Industries, также заинтересованы в возвращении на российский рынок. До санкций Южная Корея была мировым лидером в строительстве ледокольных танкеров для арктических проектов, таких как «Арктик СПГ-2». Однако после введения ограничений Россия была вынуждена искать альтернативы, в том числе в Китае .
«Китайские судостроители пока не могут предложить технологии, сравнимые с южнокорейскими», — отмечает эксперт. Если санкции будут сняты, Samsung Heavy Industries и другие компании смогут вернуть утраченные контракты и укрепить свои позиции в арктическом регионе .
Что мешает южнокорейскому бизнесу вернуться?
Несмотря на оптимистичные прогнозы, возвращение южнокорейских компаний в Россию сопряжено с рядом сложностей. Во-первых, это конкуренция со стороны китайских брендов, которые уже успели занять освободившиеся ниши. Во-вторых, логистические проблемы и разрушенные цепочки поставок потребуют значительных инвестиций. В-третьих, юридическая неопределенность и санкционные риски остаются серьезным препятствием .
«Возвращение — это не просто разобрать чемодан и начать работать. Это долгий и сложный процесс, который потребует времени и ресурсов», — отмечает Максим Ракитин, главный редактор автомобильного издания Quto.ru .
Что дальше?
Ситуация на российском рынке остается нестабильной, но южнокорейские компании уже начали готовиться к возможному возвращению. Hyundai, Samsung и LG следят за развитием событий и ждут сигналов от своих правительств. Если санкции будут сняты, Россия может стать ареной новой борьбы за рынки, где южнокорейские бренды будут соревноваться с китайскими за внимание потребителей .
«Россия — это не просто рынок, это стратегическая точка на карте глобального бизнеса. И те, кто ушел, рано или поздно вернутся», — подчеркивает Алексей Маслов. Остается только ждать, кто сделает первый шаг и какие последствия это будет иметь для мировой экономики .