Западные источники сообщают — «очередное судно, которое пытается вывезти российскую технику из Сирии, возможно, терпит бедствие». «Очередное» – вот, что особенно неприятно. После того как на дно в Средиземном море пошел грузовой флагман «Оборонлогистики» — судно Ursa Major («Большая медведица»), теперь неполадки с ролкером Sparta, ушедшем из сирийского порта Тартус 26 января.
В ночь на 3 февраля на корабле был активирован передатчик AIS, зафиксировавший его местоположение – к этому моменту ролкер уже находился у берегов Мальты. Согласно информации сайта MarineTraffic, там Sparta и бросила якорь. Как выяснило «Радио Свобода»*, Мальта указана точкой назначения корабля, хотя после выхода из Тартуса в качестве таковой значился порт Балтийск в Калининградской области.
31 января OSINT-аналитик Russian Forces Spotter, который следит за вывозом российской техники из Сирии, сообщил о возможном пожаре на борту. Источник предполагает, что, вероятно, причиной ЧП стала техническая неисправность и опубликовал фото, на котором виден дым над ролкером и то, как сопровождавший его десантный корабль развернулся и подошел вплотную, видимо для помощи.
А подошел к Sparta большой десантный корабль «Александр Отраковский», сопровождавший плывущие из Сирии как Sparta, так и Sparta II. Вероятно, команда решила пойти на такой шаг, чтобы помочь с ремонтом, так как ни одна страна не разрешила ролкеру зайти в свои порты, также пишет «Радио Свобода»*.
Не исключено, что дым может идти от двигателя судна. А причиной задымления может быть как серьёзная неисправность, так и совокупность причин, среди которых — низкого качества топливо или несоответствующее обслуживание.
«Чёрный дым возникает преимущественно из-за переобогащения рабочей смеси. Также его появление могут спровоцировать неисправные форсунки, износ цилиндро-поршневой группы или использование некачественного топлива», — отметил морской эксперт.
Тем временем местоположение судна Sparta II, также забравшего военную технику из Сирии, остаётся доподлинно неизвестным. В последний раз корабль включало AIS-передатчик неделю назад, находясь к югу от Кипра.
Sparta и Sparta II принадлежат «Оборонлогистике», что и затонувший флагман Ursa Major.
Нам, конечно, не сообщает, что происходит на самом деле. Поэтому остается только догадываться и даже в качестве одной из версий говорить об атаке со стороны противника. Ведь не так давно Запад открыто заявил об охоте на «теневой флот» России.
Вот что после случившегося заявил в прошлом спецслужбист ДНР, а ныне политический обозреватель Андрей Пинчук:
«Специальная военная операция вообще на многие вещи заставила посмотреть по-другому. И один из отдельных вопросов, который, по моему мнению, до сих пор не получил ещё достаточного развития, — это вопрос необходимости реформы военно-морских сил и вообще морских сил в целом. Мы вошли в мир, где военные бои практически невозможны в нынешних условиях. При этом если вещи называть своими именами, то та функция флота, для которой флот предназначен, в ходе специальной военной операции в полном объёме не реализована. Не высаживались морские десанты, не удалось перекрыть логистические морские пути. И при этом мы наблюдаем регулярные удары по флоту со стороны противника, в том числе направленные на вытеснение кораблей из Черноморской акватории и так далее. И политический вопрос этого примера — это одна история, но назрела и техническая потребность такой реформы.
Назрела потребность резкого усиления составляющей БПЛА в вопросах флота, потребность в создании больших, мощных, разнородных сил беспилотников и носителей морских беспилотников. Так как раньше строили вертолётоносцы, авианосцы, пора строить в срочном порядке, разрабатывать новые концепции. Для этого нужно запускать новую промышленность по вопросам мощных морских БПЛА.
Антикитайский международный консорциум AUKUS во главе с Америкой пересматривает подходы к боевым подводным лодкам. И вместо подводных боёв с использованием больших подводных лодок рассматривает сценарий использования подводных морских БПЛА, в том числе потенциально несущих ядерное оружие, передвигающихся на больших мощностях.
Первые признаки того, что руководство России об этом задумывалось, уже есть. В частности, это заявление господина Патрушева. Но заявлений мало. У нас, повторюсь, серьёзный кризис тематики морского флота. И вот все примеры подбития, нанесения ущерба нашим кораблям разнообразным, а это огромные деньги, это серьёзные затраты, это личный состав, и, самое главное, невыполненные боевые задачи, они требуют полного изменения концепции флота. Там должны появиться беспилотники как основная идейная составляющая»...