В прошлом, одно из немногих арочных убежищ на территории России, способного вместить фронтовой бомбардировщик Су-34. Теперь таких построено больше сотни.
Ещё нынешним летом эксперты Запада и даже многие ветераны наших ВКС, ведущие страницы в соцсетях, сокрушались о том, что даже маленький дрон способен надолго вывести из строя самолёты ВКС, сиротливо стоящие на аэродромах фактически в чистом поле. Причем, не только истребители, или тактические ударные самолёт, но и стратегический бомбардировщик. С такой проблемой столкнулась даже самая наша новая разработка, истребитель пятого поколения Су-57. И хотя слухи о серьезности повреждений в ходе инцидента в начале июня 2024 года оказались откровенно раздутыми, но неумолимая логика событий подсказывала, что это далеко не последняя попытка, и одна из последующих, рано или поздно, окажется удачной. С другой стороны, перестройка аэродромов требовалась такая, что на средства, затраченные на это дело можно было бы купить не один десяток истребителей. Именно масштаб работ и их очень кусачая смета, казалось, делали надежду на строительство укрепленных аэродромов призрачной.
«Домик» для МиГ-29 военно-воздушных сил национальной народной Армии ГДР.
Дело в том, что до развала СССР в части полноценных укреплений авиабаз приоритет отдавался пограничным округам и иностранным группам войск в Польше, Чехословакии и особенно Германской Демократической Республике, где капитально укрепленных аэродромов, способных худо-бедно выдержать даже тактический ядерный удар, имелись десятки. Ещё одной серьезной проблемой для российских ВВС, а затем ВКС стали габариты основных истребителей Су-27 и всей «тридцатой» серии, заметно превышавшие все прежние разработки СССР, вплоть до появления платформы Т-10.
В итоге, за более чем три десятилетия существования военно-воздушных (ныне воздушно-космических) сил России на наших аэродромах было построено всего одно капитальное укрытие для «сушек» на авиабазе в Воронеже, и этот опыт оказался настолько дорогостоящим, что все оптимистичные планы на этот счёт были отправлены в бесконечно долгий ящик. Пока не настала эра дальнобойных и вездесущих беспилотников, доносивших свою немаленькую боевую часть на тысячи километров. Гром, что называется грянул, но «креститься» было тяжело и накладно. И только с приходом новой команды в Министерство Обороны пошли позитивные сигналы, что может быть и когда-нибудь дело может сдвинуться с мёртвой точки. Но мало кто подозревал, что это может произойти так стремительно и повсеместно.
В самом конце декабря 2024 года один из наиболее посещаемых военных портал США неожиданно выдал информацию о том, что спутниковая разведка Запада внезапно обнаружила признаки серьезной реконструкции восьми пограничных авиабаз, где располагалась тактическая авиация России:
«Во второй половине ноября в социальных сетях были опубликованы различные спутниковые снимки, на которых было задокументировано строительство укрепленных укрытий для самолетов на нескольких российских военных аэродромах. К ним относятся Халино, Ахтубинск, Приморско-Ахтарск, Ейск, Морозовск, Миллерово, Краснодар и Бельбек. Всего зафиксировано строительство более сотни сильно укрепленных капониров и десятки легких ангаров».
Весть была крайне оптимистичной. Настолько, что учитывая масштабы работ, даже слабо верилось в её реализацию. Но буквально накануне военное издание Глобал Дефенс Ньюс опубликовало информацию о том, что укрепления на базах фактически достроены и начался новый этап жизни российской авиации тактического звена, где она наконец получила собственные домики. Это действительно знаменательное событие. Оно даже в какой-то мере показывает глубокий сдвиг в деятельности российского Министерства Обороны. Наконец-то там стали предпочитать не говорить, а делать. Причем, без лишнего пафоса и громких победных реляций. И это не может не радовать.