Из этого документа становится понятно, что, когда ВСУ вошли в регион огромными силами и в первые же дни оккупировали почти три десятка населенных пунктов, в Кремль летели «очень приятные, обнадёживающие новости».
В начале вторжения в Курскую область чиновники и примкнувшие к ним «охранители» из Телеграма втирали очки не только нам, простым гражданам, но и самому президенту Путину. Об этой ситуации «Новороссия» говорит с военным обозревателем и ополченцем Вадимом Егоровым.
– После вторжения ВСУ в Курскую область в августе 2024 года в Сети появился якобы слитый доклад главы Гончаровки Александра Гаркавенко. Что это за документ?
– По сути, доклад курского чиновника снова актуален. Он тогда еще заявлял, сразу, что территории терялись, все приготовления к такому развитию событий оказались полной бутафорией. Например, стояла табличка «Осторожно, мины», а мин не было. Срочники, оказавшиеся в замесе, не имели связи и поддержки. И на этом фоне Путину во всеуслышание докладывали, что враг будет выбит через пару дней.
– Как Гаркавенко описал действия местных властей и военных во время вторжения?
– Глава откровенно рассказал, что в это время власти Суджи фактически не работали, а глава района координировал все действия из Большесолдатского района. Гаркавенко признается, что, когда увидел, как сотрудники полиции и ФСБ вывозят документы, сразу понял – все пропало. Для него это стало сигналом о полной потере контроля над ситуацией.
Он не скупился на обвинения бывшего губернатора Курской области Смирнова. Тот бодро заявлял, дескать, ситуация «под контролем», хотя на деле украинские войска уже занимали населённые пункты. Страшно, что эти заявления роковым образом повлияли на решение некоторых местных жителей оставаться в районе и не эвакуироваться.
– Какие ещё детали из доклада Гаркавенко вызвали резонанс?
– Он рассказал, что местные жители ещё за месяц до вторжения писали коллективные жалобы как президенту, так и в Министерство обороны, предупреждая о возможной угрозе. Местные прекрасно понимали – в случае чего, продвижение вражеских войск будет очень стремительным. А то, что оно готовится, знали все, поскольку удары дронами участились, притом по заправкам, по инфраструктуре, по телефонным вышкам. И теперь эти люди говорят: «Если мы это понимали, почему вы этого не понимали?»
– Почему этот доклад снова стал актуальным спустя пять месяцев?
– Доклад вновь привлёк внимание после обнаружения тел замученных мирных жителей в освобождённом селе Русское Поречное. Здесь важно как раз то, что военкоры и волонтёры напомнили, как в первые дни вторжения СМИ распространяли фейковую информацию, дескать, «опасности нет». И как раз именно это и привело к гибели многих гражданских. Получается, что вместо организации с позиции СМИ на высоком методическом уровне процесса эвакуации, информирования населения, рассказов с картинками о безопасных путях отхода «мирняка» из зоны боевых действий, приведённые на фото журналисты врали о скором выдавливании вторгшихся «немногочисленных диверсантов»…
– Командир спецназа «Ахмат» Апти Алаудинов тоже честно прокомментировал ситуацию в Курской области.
– Он рассказал, что в первые дни вторжения его попросту ввели в заблуждение. Ему сообщили, что ситуация некритична, и он даже сам выпустил ролик с такими заявлениями, чтобы сбить градус паники. Однако вскоре узнал от военкора Романа Алёхина, что враг уже находится под Курском. Алаудинов отметил, что изначально не было объективных данных о реальной ситуации, она стала проясняться только потом.
– Какие выводы можно сделать из этой истории?
– В первые дни вторжения ВСУ в Курскую область имели место дезинформация и отсутствие чёткого понимания ситуации. Это привело к трагическим последствиям для мирных жителей и военных. Ситуация поднимает вопросы о качестве управления и ответственности за «красивые доклады», которые скрывали реальное положение дел. Надеюсь, выводы сделаны. Но, чтобы такого больше не было, нужно суровое наказание…