Резкие слова президента Азербайджана Ильхама Алиева, сказанные в адрес России по поводу потерпевшего крушение самолета авиакомпании AZAL, говорили о двух вещах. Во-первых, вскрыли его истинное отношение к нам — потому что так говорить про страну-друга и страну-союзника просто недопустимо. Ну, об этом мы, конечно, догадывались.
Во-вторых, за такой жесткостью слов и уверенностью в себе, казалось, не могло не стоять абсолютное понимание того, что произошло. И доказательства нашей вины в этом. А произошла, по мнению Алиева, ошибочная работа российского ПВО, цклящагося в тот момент по украинским беспилотникам в Грозном.
Вот это жесткость и даже наглость данную версию сделали почти вердиктом.
Но что выяснилось теперь? И что теперь будет говорить Алиев?
Обнародованы следующий данные с бортовых самописцев. Выяснилось, что решения не садиться в Грозном, не лететь в Махачкалу, а затем следовать обратно в Баку и в результате лететь в Актау, экипаж самолёта принимал самостоятельно. Более того, диспетчеры предлагали садиться сначала в Грозном, затем в Махачкале, давали экипажу данные по другим аэропортам в России. Версия о столкновении с птицами, а также о взорвавшемся газовом баллоне на борту была озвучена именно экипажем самолёта в переговорах с диспетчерами.
Командир и пилот Игорь Княшкин:
«Грозный, отказало управление. Удар птиц в кабине… Удар птицы, и в кабине два кресла взорвались.
СМИ Казахстана передавали еще такие слова командира экипажа:
«Так, у нас ситуация такая. Кислород заканчивается в кабине пассажирской. Значит, там взорвался кислородный, по-моему, баллон. А значит, запах топлива идёт. А пассажиры некоторые… а… значит, теряют сознание. Разрешите, мы пойдём на меньшей высоте?»
То есть, то что Алиев говорил, что эта Россий разгоняет фейк об ударе птицы и взрыва кислородного баллона, чтобы снять с себя подозрения, уже не вяжется с реальностью. Ничего Россия специально не разгоняла, и сообщала ровно то, что становилось известным.
Внешнее воздействие на самолёт было. Протокол требует, чтобы в этом случае на борту был объявлен режим ЧС. Однако экипаж этого не сделал. Пилот не стал объявлять ЧС на борту.
Здесь еще один важный момент. На него обращает военкор Александр Коц. «Борт порядок», — несколько раз отвечает экипаж на вопросы диспетчера, терпят ли они бедствие. «Если бы был объявлен «Мейдей», включился бы другой протокол реагирования с земли», — говорит Коц (по другим данным экипаж все-таки подал сигнал «Мейдей»).
Опытный 62-летний командир экипажа Игорь Княшкин принял решение развернуться в сторону Баку, а затем — лететь в Казахстан. Почему все-таки не Баку?
По мнению авиаэксперта Романа Гусарова, поведение экипажа можно объяснить тем, что Embraer 190 дважды пытался сесть в Грозном, но не смог этого сделать из-за метеоусловий. Поэтому было принято решение идти на запасной аэродром.
«А запасным был назначен Баку. Собственно, он и предложил вернуться в аэропорт вылета. Иногда так удобнее, — говорит Гусаров. — Но в ходе полёта выяснились дополнительные обстоятельства. Судя по всему, была разгерметизация. И по этой причине самолёт не смог набрать высоту, надо было лететь ниже. А это более высокий расход топлива».
И вероятно, на каком-то этапе экипаж понял, что до Баку ему просто не долететь. Поэтому и было принято решение садиться в Казахстане.
А вот далее есть еще одно интересное сообщение. Оно было отправлено командиром экипажа уже при уходе самолёта в Казахстан:
«KZS_1431 KZS 14-31, сию проходим траверзом точку САУРА, вошли в контролируемую зону. Далее по плану, по просьбе заказчика, будем по берегу моря, до Акшукура. До Акшукура будем работать по берегу моря на высоте от 50 до 100 метров».
В ответ пилот услышал, что аэропорт в Актау закрыт. Диспетчер дал указание оставаться на точке САУРА. Как мы знаем, до посадочной полосы самолёт недотянул. Но важно другое.
Диалог диспетчеров и пилота изобилует различными авиационными терминами вроде QNH или QBB. Все их можно найти на специализированных авиационных форумах. Но термина «заказчик» там нет. Что это за таинственный «заказчик» из Казахстана. Или может такой приказ дала сама авиакомпания, которой принадлежал самолёт?
После того как в Сети оказались расшифровки переговоров пилотов AZAL, в Казахстане как-то занервничали. В частности, министерство транспорта республики сообщило:
«До публикации предварительного отчёта Комиссия не будет комментировать данные из интернета, не имеющие какого-либо официального источника».
Впрочем, возможно, в переговоры,»ворвался» диалог диспетчера с другим самолётом — он обозначен как KZS_1431. Диспетчер ему ответил, что аэропорт закрыт, поскольку к ним идёт на посадку аварийный борт. В этих переговорах косвенно участвовал ещё и третий борт — грузинский. И это вполне распространённая практика, когда в диалог между диспетчером и экипажем вклиниваются другие борты, чтобы уточнить информацию для обеспечения безопасности.
Военный лётчик РФ генерал-майор Владимир Попов вообще считает, что любые инсенуации и выдумки по этой теме не возможны, как не возможны и какие-то мифические усилия по скорытию реальных фактов со стороны России, поскольку:
«Всё будет расписано в долях секунды. Не придумаешь. Если только эту информацию специально не взять и исказить. Но это же наблюдатели там работают: и специалист из Азербайджана, и специалист из Бразилии работает. Как ты договоришься с иностранцами? Он-то не заинтересован на себя брать ответственность какую-то чужую. Поэтому тут правда будет реальная».
Что касается версии, озвученной Алиевым, то эксперт подтвердил, что, да, такой вариант возможен, как и другие:
«То, что летали там беспилотники и по ним было возможное воздействие, в принципе, такое может быть. И разлёт осколков был достаточно большим. На 50, на 100 метров разлетелись эти осколки, и случайно один из осколков попал в фюзеляж самолёта и что-то там нарушил. Или в киль самолёта попал, и управление затруднилось, потому что начинает, допустим, вал, который поворачивает руль направления, заклинивать немножко».
Но есть ведь и другая версия. Исходя из видео, снятого пассажирами, на котором можно заметить, что у обтекателя крыла сорван значительный кусок — где-то снаружи самолёта могло быть установлено взрывное устройство. Причём сделано это могло быть в Баку.
Один из источников, близких к расследованию, утверждал, что это могла быть спланированная акция, и она была как раз синхронизирована с атакой БПЛА на Грозный. Источник обращает внимание на то, что в этот день в районе катастрофы со стороны Каспия работал самолёт-разведчик НАТО. Не исключено, что он требовался для осуществления провокации. Корректировщик должен был обеспечить работу украинских дронов таким образом, чтобы подставить гражданский борт под дружественный огонь. По такой схеме западные спецслужбы уже проводили операцию в Сирии. Осенью 2018 года русский Ил-20 во время захода на посадку попал под огонь сирийской С-200 в ходе отражения атаки ВВС Израиля на военные объекты в Латакии.
Военный волонтёр Роман Алёхин и вовсе пустился в конспирологию и уверяет, что обвинения и требования извинений от Алиева в адрес России не случайны, и списывать их на эмоциональность азербайджанского лидера не стоит:
«Алиев начал требовать извинений от России до завершения расследования, нарушая международные нормы: он не только знал о реальных причинах катастрофы, но и принимал участие в ней. Его поведение свидетельствует о том, что он был осведомлён о планах НАТО подставить граждан Азербайджана под удар для информационной атаки на Россию и выполнял свою роль согласно задуманному сценарию».
Эксперт считает, что Алиев давно перестал быть союзником России и действует по указаниям из Анкары. Он может использовать широкую азербайджанскую диаспору в России для своих целей, которые противоречат интересам РФ.