С 10 декабря запасов газа в Приднестровье осталось примерно на 24 дня. Угля у Молдавской ГРЭС мало. Режим чрезвычайного экономического положения продлен. Стоят все предприятия, кроме продовольственных. Без тепла и газа 1,5 тыс. многоквартирных домов и 72 тыс. частных домовладений.
Десять дней назад Россия отключила Молдавии газ из-за долга в 709 млн долларов. Одновременно «Газпром» прекратил транзит топлива по территории Украины из-за отказа Киева продлевать договор. Молдавская ГРЭС в Приднестровье (принадлежит нашему «Интер РАО») перешла на уголь. И перестала поставлять энергию в Молдавию.
Попытками договориться с Россией или надавить на Киев Майя Санду не озаботилась. Республика закупает ресурс у Румынии по гораздо более высоким ценам.
Дальнейшее обнищание Молдавии под управлением ставленницы Евросоюза не стало бы информационным поводом, если бы не судьба Приднестровья, на котором Санду пообещала «отыграться». В том числе с помощью военной операции.
В Приднестровье – кризис. Замерзающих в неотапливаемых домах приднестровцев перемещают в пункты обогрева. Республика отказалась от освещения улиц и ввела веерные отключения электроэнергии на пять часов в сутки.
Отсутствие газового отопления и веерные отключения электричества заставили владельцев частных домов перейти на дрова и свечи. Тут же начались смерти от пожаров и угара – люди забыли, как правильно эксплуатировать печи и керосиновые лампы.
За последние дни в связи с гуманитарным и энергетическим кризисом у нас довольно значительная негативная ситуация с летальными исходами,
– признался в интервью «России 24» глава МИД ПМР Виталий Игнатьев.
В Сети распространяется видео, как плачет бабушка, обрекая на дрова фруктовые деревья возле своего дома. Такие случаи не единичны, у частных продавцов цены на дрова взлетели на 300%.
Житель Тирасполя Игорь Лунгу рассказал «Новороссии», что происходит в городе:
Фонари не горят, троллейбусы не ходят. Горячей воды, тепла и электричества нет. Как в блокадном Ленинград, только, слава Богу, не бомбят. У кого училась румынка Санду, устроившая нам все это?
Однако непризнанная республика борется. Власти Приднестровья задействовали армию. Военные заготавливают дрова и доставляют их населению. На Рождество возле церквей и монастырей развернули полевые кухни. В школы-интернаты армия направляет горячее питание в термосах.
Депутат Верховного Совета Приднестровья Андрей Сафонов озвучил цели Кишинева. Санду и ставленникам из Евросоюза необходимо, чтобы ПМР отвернулась от России и «Газпрома» и начала закупать газ в Румынии и Европе. Депутат уверен, что взамен потребуют неприемлемого:
- Передать всю собственность Приднестровья в качестве гарантии оплаты газа.
- Отказаться от самостоятельности ПМР.
- Ввести «рыночные» тарифы на коммуналку и отбирать жильё и иное имущество у должников для выдавливания «неугодного» населения из Приднестровья.
- Согласиться на вывод российских войск из ПМР и вывод наших миротворцев.
- Не сопротивляться в случае присоединения Приднестровья к Румынии.
Это означает отдать себя на расправу.
Выход: работаем вместе с Россией и рядом европейских стран над возобновлением газовых поставок на тех условиях, которые спасут приднестровцев от уготованной им националистами участи,
– пишет Сафонов.
Что может сделать Россия?
В силу географического расположения Москва помочь не может – доставлять в регион топливо без согласия Украины или Молдавии никак не получится. Теоретически Россия могла бы организовать гуманитарные поставки угля для Молдавской ГРЭС.
Этот вариант нужно рассмотреть в Совете Безопасности ООН в ближайшее время. На фоне собственных проблем с электроэнергией молдавские власти обязаны взять на себя ответственность за обеспечение такой гумпомощи,
– пишет ТГ-канал «На пределе».
Кстати, о своей готовности поставлять ПМР уголь уже заявил Зеленский. Но Тирасполь на это не пойдет – у ПМР слишком сильны связи с Россией.
Тем временем
Жители молдавского села Копанка в лицо нецензурно обругали президента Молдовы. Село на границе с Приднестровьем было подключено к энергосистеме ПМР и осталось без газа и отопления. Санду приехала поговорить с жителями, по понимания почему-то не нашла. «Валите на фиг в свой Кишинев», — громко посоветовала главе государства одна из участниц встречи.