Всего за неделю мы потеряли три боевых машины: два Ми-8 сбиты в бою с БЭКами, а позже был подбит Ми-28. Самое страшное в этой трагедии и смерть восьмерых летчиков, и то, при каких обстоятельствах они погибли. Противник в полной мере научился воевать беспилотниками-камикадзе. А мы что? Об этом – в материале «Новороссии«.
В новогоднюю ночь, когда вся Россия веселилась и праздновала, над Черным морем близ Крыма погибли восемь офицеров-вертолетчиков. Два экипажа Ми-8 . Позже был подбит Ми-28. Все они отражали атаку украинских безэкипажных катеров (БЭКов) на Севастополь.
Трагедия наших воинов на Украине, и на Западе сегодня подаётся как беспрецедентный успех:
С морского дрона Magura V5, оснащённого ракетным вооружением, впервые в мире уничтожена воздушная цель.
Что это значит?
БЭКи, все чаще совершающие атаки на Черноморский флот, раньше без особого риска уничтожались нашими вертолетчиками. Теперь наши летчики и моряки под серьезной угрозой.
Самое печальное, что конкретные меры по борьбе с любыми безэкипажными катерами предлагались Минообороны еще летом 2022 года. То есть Шойгу не мог не знать. И что?
Военный обозреватель Михаил Звинчук (тг-канал «Рыбарь») пишет, что из всех предложений была внедрена только часть и то «сильно позже»:
На остальные ответили в духе: «Отправить группу средневысотных беспилотных летательных аппаратов (БЛА) на охоту за БэКами? А если их собьют?». Ведь в понимании некоторых лиц потеря условного «Иноходца» обходится дороже, чем гибель, например, вертолета со всем экипажем,
– печально констатирует Звинчук.
Опасность возросла кратно
Отставной военный летчик, создатель канала Fighterbomber оценил стратегические риски для наших Вооружённых сил как весьма реальные – у противника появился БЭК, способный успешно применять ракеты с тепловой головкой самонаведения «воздух-воздух». А у нас адекватного ответа нет.
Теперь БЭК мы можем уничтожать, по сути, только днём в хорошую погоду с использованием реактивной авиации, штурмовиков и истребителей. И не просто в хорошую, а в очень хорошую с высоким нижним краем облачности. Есть ещё один вариант – пустить в ход ударные вертолёты Ка-52. Но оба не исключают потерь,
– пишет военлет.
Получается, что теперь наш надводный флот не способен себя защитить от БЭК в открытом море. С переменным успехом он может себя защитить в бухтах и на базах. Про гражданское судоходство с таким раскладом вообще речь не идет. А ведь модификации БЭКов в сторону большей эффективности – всего лишь вопрос времени.
Точность применения возросла
Эксперты военного ТГ-канала «Архангел спецназа» подчеркивают – основной опасностью БЭКов теперь является и то, что наведение происходит непосредственно с безэкипажного катера, чего раньше не было. При этом точность применения зенитной управляемой ракеты с БЭК заметно возросла. «Архангел спецназа» говорит:
Это следует принимать в расчёт при планировании обороны полуострова и других прибрежных районов в Чёрном море. Противник регулярно модифицирует своё вооружение.
Доброволец бригады «Эспаньола», политолог и военный волонтер Алексей Живов напоминает, что еще до гибели наших вертолетчиков неоднократно поступала информация о подходе к берегам Крыма БЭКов носителей FPV дронов.
Противник в полной мере овладел не только БЭКами-камикадзе, но и научился использовать их как мобильные противовоздушные платформы и «авианосцы для дронов». Это очень серьезная проблема, у которой пока нет достаточного осмысления, и тем более решения.
Главная трагедия в том, что у России строительство БЭКов находится «в зачаточном состоянии» – волонтер подчеркивает, что разработчики-энтузиасты строят их за свой счет, демонстрируют эффективность и «продолжают блуждать в лабиринтах бюрократии».
Может быть сейчас какой-то военный завод осваивает миллиарды на разработку суперБЭКа под все будущие задачи армии. Но осваивать деньги, и иметь рабочие БЭКи – две больших разницы. Необходимо немедленно дофинансировать тех энтузиастов, что готовы быстро выдать серию, и начать уже жечь врага на море и в портах,
– призывает Живов.
Михаил Звинчук, в свою очередь отмечает, что ситуация создалась тяжелая – но не фатальная. По его мнению вопрос принципиально решаем. Он приводит в пример действия хуситов у берегов Йемена. Несмотря на активное применение БЭКов и ракет, они так и не смогли за полтора года остановить интенсивное морское судоходство. Равно как и доказательно поразить боевые корабли коалиции США.
Да, у нас нет сил и ресурсов американских ВМС, и Чёрное море размером не с океан. Однако даже имеющиеся возможности позволяют увеличить эффективность борьбы с безэкипажными катерами. Вопрос в рациональном применении,
– подчеркивает эксперт.