С 1 января 2025 года средний размер страховой пенсии по старости в России составит 24 059,12 рубля. Эта цифра была озвучена депутатом Госдумы, членом комитета по бюджету и налогам Никитой Чаплиным в интервью «РИА Новости», подтвердив тем самым ранее заявленные планы Министерства финансов. Глава Минфина Антон Силуанов еще в октябре текущего года сообщал о планируемом уровне страховой пенсии в 24 тысячи рублей, объясняя это индексацией на уровень прогнозируемой инфляции. Таким образом, средняя пенсия по старости в 2025 году вырастет на 7,5%, достигнув отметки в 24,1 тысячи рублей. Однако, эта цифра вызывает неоднозначную реакцию в обществе, особенно учитывая существенный разрыв между ожиданиями граждан и реальностью.
Разница между заявленной суммой и желаемой пенсией весьма существенна. Согласно различным опросам общественного мнения, большинство граждан России считают приемлемым уровнем пенсионных выплат сумму в районе 110 тысяч рублей. Такой значительный разрыв между желаемым и действительным свидетельствует о глубоком несоответствии между уровнем жизни, к которому стремятся пенсионеры, и реальными возможностями государства обеспечить им достойную старость. Ситуация усугубляется еще и тем, что темпы роста доходов работающего населения существенно опережают рост пенсионных выплат. Если в период с 2023 по 2024 год доходы трудоустроенных россиян выросли суммарно на 32%, то пенсии за этот же период увеличились лишь на 17%. Этот дисбаланс подчеркивает растущее социальное неравенство и усиливает обеспокоенность граждан по поводу обеспечения достойного уровня жизни на пенсии.
Вопрос о недостаточности пенсионных выплат неоднократно поднимался как самими пенсионерами, так и депутатами Государственной Думы. Недавно вице-спикер Государственной думы Борис Чернышов от ЛДПР предложил ввести выплату 13-й пенсии в день рождения каждого пенсионера. По словам депутата, главная цель этой инициативы – усилить социальную поддержку пожилых людей в России. Предлагаемый закон подразумевает дополнительную выплату, равную сумме ежемесячной пенсии, которая распространялась бы на всех российских пенсионеров. Это, по мнению Чернышова, значительно улучшило бы финансовое положение пенсионеров и позволило бы им более комфортно проживать свою старость.
Однако, реализация этой инициативы, как и многих других направленных на улучшение пенсионного обеспечения, сталкивается с ряд осложнений. Главным препятствием является необходимость значительного увеличения государственных расходов на социальные программы. В условиях ограниченного бюджета найти дополнительные финансовые ресурсы для таких амбициозных проектов является крайне сложной задачей. Поэтому, предложение о введении 13-й пенсии, хотя и популярно среди населения, требует тщательного анализа его экономической целесообразности и поиска оптимальных механизмов его реализации.
Кроме того, важно учитывать и другие факторы, влияющие на уровень жизни пенсионеров. Это и доступность медицинской помощи, и развитие системы социального обслуживания, и доступность жилья и коммунальных услуг. Повышение только денежных выплат без учета этих факторов может не привести к существенному улучшению качества жизни пенсионеров. Поэтому необходимо комплексное решение проблемы, включающее не только увеличение пенсий, но и развитие всей системы социальной поддержки пожилого населения.
В заключение, можно сказать, что объявленная средняя пенсия в 24 059,12 рубля в 2025 году, хотя и представляет собой рост по сравнению с предыдущими годами, остается недостаточной для обеспечения достойного уровня жизни для большинства пенсионеров. Решение этой проблемы требует комплексного подхода, включающего повышение пенсионных выплат, совершенствование системы социальной поддержки и учитывающего экономические реалии и ожидания населения. Инициативы, такие как введение 13-й пенсии, могут стать частью этого комплексного подхода, но требуют тщательной проработки и оценки своих экономических последствий. Диалог между властью и обществом по этому вопросу крайне важен для нахождения оптимальных решений.