В международных водах неподалёку от побережья Испании потерпел крушение и утонул русский сухогруз Ursa Major («Большая Медведица»). Он направлялся во Владивосток и должен был доставить краны и люки ядерных реакторов на строящийся самый большой и мощный в мире атомоход проекта 10510 «Лидер». Теперь его спуск на воду как минимум серьёзно откладывается.
А причина аварии на «Большой Медведице» вызывает теперь все больше вопросов.
20 декабря транспортная компания «Оборонлогистика» (работает в структуре оборонного ведомства) опубликовала пресс-релиз с бравурным заголовком: «Поднять 600 тонн? Легко!» Фирма тогда и сообщала, что флагман компании — судно Ursa Major — везёт во Владивосток портовые краны для расширения терминала и 45-тонные люковые крышки для судов ледокольного флота.
Судно вышло из Санкт-Петербурга и, огибая Великобританию, Францию и Испанию, направлялось в сторону Сирии. Во Владивосток должно было прибыть 22 января.
Маршрут Ursa Major /Скриншот The Sun
Проблемы, как сообщают западные СМИ, у сухогруза начались ещё в воскресенье. А в ночь на понедельник, по данным итальянского издания ItaMilRadar, «Большая медведица» стала дрейфовать и ей на помощь отправили несколько спасательных судов, но управление операцией по спасению якобы взял на себя один из кораблей ВМФ России, находившийся неподалёку.
Береговая охрана Испании мгновенно отреагировала и отправились на помощь /Скриншот: ItaMilRadar
По данным итальянских журналистов, судно OSLO CARRIER 3, которое первое подошло к «Большой медведице», сообщило о взрыве на сухогрузе. С терпящего крушение русского сухогруза при помощи корабля береговой охраны Испании Clara Campoamor эвакуировали 14 членов экипажа. Ещё двое пропали без вести. Не исключено, что если речь шла о взрыве, то они оказались в его эпицентре и погибли. Выживших русских моряков доставили в порт города Картахена.
Российский сухогруз Ursa Major тонет
Западные эксперты подчёркивают, что сухогруз мог выполнять «тайное задание Путина» и направляться в Сирию, чтобы вывезти оттуда какое-то ценное оборудование и военных. Дескать, в пользу этой версии говорит то, что через Гибралтар в Средиземное море кроме «Большой медведицы» и ещё одного сухогруза «Спарта» вошли три десантных корабля ВМФ России. Кроме того, судно было частью знаменитого конвоя «Сирийский экспресс» и ранее уже перевозило оружие для Арабской республики.
«Большая медведица» весной прошла капитальный ремонт /Скриншот: The Sun
Впрочем, пока официальная версия выглядит более адекватной. Во-первых, на фотографиях видны те самые «большие краны», во-вторых, уничтожение «Большой медведицы» отвечает планам противника ослабления влияния России в мировом океане. А в любом преступлении следует искать прежде всего тех, кому оно выгодно. Утопленные люки для реакторов «Лидера», который мог осуществлять навигацию по Северному Морскому Путии взламывать паковые льды — это катастрофа для реализации проекта СМП.
Проект атомного ледокола «Лидер»
Такие изделия не готовятся быстро, а их создание занимает немало времени. Это потеря куда серьёзнее, чем даже флагманский сухогруз-тяжеловес «Оборонлогистики».
Что известно о затонувшем судне?
- Это большой сухогруз класса Ro-Ro/Lo-Lo (горизонтальной и вертикальной загрузки);
- Его размеры — 142 метра в длину при 23 метра в ширину;
- Судно молодое, его построили в Германии в 2009-м.
Недавно был ремонт силовой установки, главного двигателя, вспомогательных механизмов, валолинии, винторулевого комплекса, кранового оборудования и корпуса судна.
Фотографии спасённого экипажа//Скриншот: The Sun
По словам экспертов, сложно себе представить, какая техническая неполадка должна была случиться, чтобы на дно отправился такой огромный морской сухогруз. Скорее всего, речь идёт действительно о взрыве. Теоретически мог рвануть котёл или «масляный туман» из-за случайной искры, а может быть, и баллоны со сжатым воздухом. Впрочем, более всего событие напоминает диверсию.
«От одного взрыва такие большие суда не тонут. Возможно, конечно, смещение тяжёлого груза из-за взрыва, которое привело к катастрофической потере остойчивости с затоплением отсеков и последующей потерей плавучести. Но это рассчитывается с запасом», — отмечает эксперт ВМФ, администратор ТГ-канала «Записки мичмана Птичкина».
А вот что пишут эще два отечественных эксперта.
Юрий Баранчик, политолог:
«Диверсия? Причем, скорее всего, бриты в Гибралтаре постарались».
Владислав Шурыгин, военный эксперт:
«Похоже, да, диверсия. И, если это так, то, без всякого сомнения, это огромный провал наших спецслужб, которым до сих пор не предоставлены особые полномочия в борьбе со шпионажем, диверсиями и саботажем. В системе наказаний отсутствует смертная казнь за террор и измену Родине. Украинские спецслужбы действуют в России всё более нагло и жёстко, при этом оставаясь совершенно недостижимыми для нас.За три года на территории Украины не был ликвидирован ни один военный или политический деятель бандеровской клики Зеленского».
Кстати, ранее сообщалось о совместной работе британских специалистов и боевых водолазов ВСУ. Англичане учили украинских хлопцев «обезвреживать подводные мины», а там, где разминирование — там и минирование.
Работа с украинскими подводниками-диверсантами освещалась на сайте британских ВМС//Скриншот страницы сайта ВМС Британии
«Дайверы ВМС Украины были великолепны, это была блестящая возможность обменяться опытом и перенять технику работы друг у друга. Украинцы действительно сосредоточены на учебном процессе, и их энтузиазм по поводу обучения был поразительным», — заявил в одном из интервью лейтенант Али Айндоу, ответственный за подразделение Delta Diving Unit 1.
На этом фоне возникает резонный вопрос. Почему на третий год СВО наше, пусть и гражданское, судно (по факту оно относится к Минобороны) идёт с ценнейшим грузом без кораблей сопровождения? Насколько можно судить из данных СМИ Испании, упомянутые десантные корабли не сопровождали судно, а просто были где-то в районе крушения. И почему в составе нашего флота нет специальных военных транспортников?
Военкор Александр Коц считает, что версия с подрывом не лишена смысла, но были использованы не диверсанты-аквалангисты, а иуда на борту, завербованный ГУР Украины
Если можно дистанционно заказать убийство целого начальника войск РХБЗ — генерала Кириллова, используя для этого малограмотного мигранта в качестве «биодрона», то что мешает устроить теракт на «Большой медведице»?
Британцы пишут, якобы судно выполняло некую «Секретную миссию Путина»//Скриншот: The Sun
Коц:
«Вполне возможно, был завербован кто-то, кто пронёс взрывчатку на борт, которая сработала по таймеру. И убил двух зайцев, потопив большой санкционный груз и самый большой сухогруз «Сирийского экспресса».
И это, к сожалению, не исключено. Кто-то по заданию террористической фабрики Буданова взрывает банкоматы, кто-то поджигает релейные шкафы, а кто-то может устроить теракт на сухогрузе-гиганте. К тому же, уже был случай, когда моряк родом из России устроил пожар на ракетном крейсере «Серпухов», а потом сбежал на Украину.
Вот что он потом рассказывал украинским СМИ:
«Я звоню командиру боевой части. Они в море как раз в этот момент были. Я говорю: вы же с моря, вы устали, давайте, идите отдыхать, а я заступлю. Я один остался на корабле на сутки. Я старший радиотелеграфист, находился в радиорубке. Поджёг и ушёл с корабля со спокойной душой».