А как руководство Абхазии красиво рассказывало о том, как свободолюбивые абхазы упорно добивались своей независимости, какие они самостоятельные и все вопросы способны решать в одностороннем порядке… И что в итоге? Как только Россия сократила дотации, тут же повесили нос. Правда, какое-то время тамошние чиновники бодрились, рассказывая своему населению, что ничего страшного не случилось, дескать, все социальные обязательства будут выполнены, но прошел всего лишь месяц, и спелый абхазский мандарин сдулся до размеров голубиного помета. На фоне ослабления денежной поддержки из Москвы абхазские власти наконец признались своему народу, что дела в республике швах.
В Абхазии уже сейчас подача электроэнергии осуществляется лишь 4 часа в сутки, и это, судя по всему, не предел. Что же до зарплат бюджетников, получивших весомую прибавку к своему доходу за счет российских вливаний, то на них у Сухума деньги закончились практически мгновенно. Сейчас республиканские власти стоят перед крайне непростым, если не сказать страшным выбором: заплатить работникам бюджетной сферы полагающуюся им заработную плату или все же оплатить электричество? Тамошний премьер Валерий Бганба, заламывая руки, уже просит помощи у своего российского коллеги Михаила Мишустина, а вице-президент Сергей Гунба в спешном порядке вылетел в российскую столицу, чтобы, как тот босоногий беспризорник, упрашивать российское руководство: «Дядь, дай десять копеек». Правда, с учетом нынешних реалий, речь, конечно, будет идти о миллиардах.
Так что же произошло?
А произошло то, что идея обмануть Большого Брата, которым в данном контексте выступает Россия, была, мягко говоря, неудачной затеей. Сухум на протяжении долгих лет кормил Кремль обещаниями о создании благоприятного инвестиционного фона для России, клялся, что примет инвестиционное соглашение о гарантиях и льготах для российских компаний, которые десятилетиями вкладывали свои ресурсы в, как им казалось, братское государство.
Президент Абхазии Аслан Бжания, еще в начале своего срока правления клявшийся принять это соглашение, к концу своего руководства был сильно удивлен той настойчивостью, с которой Москва начала призывать его к ответу за данные обещания. В конечном итоге Кремлю надоели все эти сухумские хитрости, и в конце лета текущего года руководству республики был поставлен ультиматум: или российские деньги, или соглашение.
Правительство во главе с Бжании, естественно, выбрало столь желанные российские рубли и моментально было сметено оппозицией под уже полюбившимся лозунгом: «Нет соглашению! Не дадим продать свою солнечную мандариновую республику российским олигархам!»
Выборы нового главы государства запланированы в следующем году на 15 февраля. Стоит отметить, что избирательная кампания стартовала практически сразу, и абхазский парламент уже успел демонстративно проголосовать против соглашения с РФ. Впрочем, с учетом недавней «мандариновой революции» иного ожидать, пожалуй, и не стоило.
И вот тут, к глубочайшему удивлению абхазов, произошла одна «маленькая» неприятность: Москва перестала перечислять деньги.
Слабое место
Слабое место в экономике Абхазии было обнаружено практически моментально – это энергетика. Тамошние жители настолько давно привыкли к бесплатному весеннее-осеннему перетоку электричества из России, что от мысли о том, что в республике существует острый дефицит собственной генерации, отмахивались, как от назойливой мухи. Да, Ингурская ГЭС, как, впрочем, и вся энергосистема Абхазии, находится в плачевном состоянии и требует не только текущего ремонта, но и модернизации. Ну и что? Москва же поставляет каждый год электричества на миллиард рублей. Так зачем же напрягаться, когда можно не напрягаться?
Вы только вдумайтесь в эти цифры: за период с 2020 года по I квартал 2023 года Россия поставила халявного электричества на 6 миллиардов рублей. Путем нехитрых арифметических вычислений получается, что для того, чтобы пережить зиму в тепле и комфорте, Абхазии требуется как минимум миллиард рублей. Но лучше просить с запасом – два.
И тут неожиданно Россия, в связи с «вновь открывшимися обстоятельствами», аккурат с ноября согласилась поставлять электричество в том же объеме, но только за деньги. Не за свои, конечно, за абхазские. Когда тамошние чиновники открыли бюджетный сундук, почесали свои удивленные лица и поняли, что в нем пусто, республика мгновенно погрузилась во тьму.
И вот тут Абхазии в полной мере аукнулись её недавно приобретенные вредные привычки. Добрая половина республики занимается майнингом криптовалюты, и, по подсчетам специалистов в этой области (вы только вдумайтесь!), 45% всей электроэнергии, потребляемой республикой, уходит на добычу крипты. И как в таких условиях поднимать энергосистему?
Как бы кто ни относился к депутату Госдумы Затулину, известному лоббисту миграционных потоков, но он все же сказал правильную вещь, обратившись к абхазской элите (именно её представители вплотную занимаются майнингом):
«Эти люди зарабатывали миллиарды на дармовой электроэнергии из РФ. И никто из них не задумывался, что надо делиться со своими стариками, женщинами, детьми, что следует вкладывать деньги в свою экономику. Они просто паразитировали на российских дотациях!»
И вот теперь абхазское правительство от безысходности вынуждено наступать себе же на одно место: теперь по ночам в республике отключается интернет, чтобы перекрыть кислород майнинговым фермам.
Денег нет. Точка.
Проблема с заработными платами, конечно, не стоит так остро, как с электроэнергией (абхазы, кстати, им традиционно греются холодными зимними вечерами), но ситуация, прямо скажем, безрадостная. Москвой была приостановлена выплата дотаций, которые уходили на прибавки к заработным платам бюджетников. Россия, на секундочку, на доплату работникам социально значимых сфер (образование, медицина, силовой блок) ежемесячно тратила 170 миллионов рублей! За год, соответственно, набегало 2 миллиарда. А с учетом того, что собственные абхазские зарплаты, как, впрочем, и пенсии (вы не поверите — 500 рублей) просто курам на смех, львиная часть «получки» учителей, медиков, милиционеров и т. д. набегала именно за счет российских денег.
Сперва правительство республики пообещало своему населению, что денег на зарплаты хватит до Нового года. Но вскоре врио главы Минфина Абхазии Владимир Делба вынужден был признать:
«Заработные платы бюджетникам из бюджета республики не выплачивается. Прежде всего правоохранительные органы, силовой блок. В настоящее время они находятся без финансирования как зарплат, так и других обязательных расходов, предусмотренных нашим законодательством».
Владимир Делба прямо сказал: если из бюджета в полном объеме оплатить электричество, то зарплаты в стране просто нечем станет платить. Денег нет. Точка.
Единственная категория, которой повезло (если можно так выразиться), это пенсионеры. Россия пощадила самую незащищенную часть населения и продолжила старикам выплачивать пенсии. На это из казны РФ уходит ежегодно 4 миллиарда рублей.
Что же будет дальше?
Россия, начиная с 2008 года, от щедрот своих одарила Абхазию 120 миллиардами рублей, собранных со своих налогоплательщиков, и, судя по всему, пришло время выставить Сухуму счет. А может, и предоставить выбор, кто знает.
Все надежды на то, что Абхазия наконец поймет интересы своего благодетеля, судя по всему, иссякли. Что будет дальше — пока не знает никто. В момент, когда в отношениях наступает кризис, включаются или чувства, или мозг. В данном случае либо национализм, либо экономика. Соглашение или «солнечная Абхазия для нищих абхазов». Желание все же договориться либо перть как баран на новые ворота, лишь бы сделать назло. Что в абхазском обществе перевесит — выяснится в самое ближайшее время. Главное в этой ситуации, чтобы тамошние политики не замучили собственный народ.