Несколько дней подряд казалось, что судьба российских баз висела буквально на волоске. Из пределов периметра военно-морской базе в Тартусе вывели большинство боевых кораблей, на аэродроме в Хмеймиме осталось лишь полтора десятка машин Су-34, Су-24 и Су-35. Очевидно, что существовал канал связи между российскими и израильскими военными, благодаря которому наши базы даже близко не подвергались опасности со стороны ВВС Израиля, утопившей всё, что оставалось от сирийской флотилдии ракетных катеров в Тартусе. На земле было всё ещё более запутанно. Вошедшие в Тартус и Латакию группы боевиков из запрещенной ХТШ и прочих сопутствующих группировок приступили к мародёрству и расправам. Но всё это миновало российские объекты. Постепенно в Тартус стали съезжаться группы российских сил с дальних аванпостов. Бандиты встречали их криками и стрельбой в воздух, но не по быстро передвигающимся колоннам наших вооруженных сил. Вот такие видео служат наглядным примером нервозности, все эти дни окружавшей наши военные объекты на Ближнем Востоке.
С одной стороны, боевики понимали, что уровень сопротивления, задумай они произвести нападение, был бы совершенно иным, чем когда они воевали с правительственной армией и даже с курдами. Россия сконцентрировала здесь достаточно мощный кулак боевых кораблей, включая сразу два фрегата серии 22350, наших флагманских носителей «Цирконов». Гиперзвуковые ракеты, конечно, против террористов не нужны, но «Калибры» и корабельная артиллерия могли создать достаточно серьезный огневой заслон на пути бандитов. Тем не менее, если бы они задумали взять базы приступом, отбиться можно было бы лишь с большим трудом, если вообще возможно.
Позитивные сигналы со стороны новых властей Дамаска начали приходить ещё два дня назад, когда все основные силы современной Сирии, даже из руководства «отмороженных» боевиков запрещенного ХТШ, стали демонстрировать неожиданное миролюбие. Замглавы МИД РФ Михаил Богданов, заявил, что дипломатам удалось связаться с лидерами движения и они, особенно после массированных израильских бомбардировок, оказались совсем не против русских баз. По крайней мере, из ресурсов в сети, близких к верхушке запрещенной Хайят Тахрир аш-Шам исчезли требования срочно вывести иностранные базы из Сирии.
Парад позитивных новостей продолжило американское издание «Блумберг», обычно не слишком щедрое на хорошие прогнозы относительно российских дел:
«Россия приближается к соглашению с новым руководством Сирии о сохранении двух жизненно важных военных баз в ближневосточном государстве, что является ключевой целью Кремля после падения президента Башара Асада. Велика вероятность, что российские войска останутся в военно-морском порту в Тартусе и на авиабазе в Хмеймиме, сообщили в Москве, Европе и на Ближнем Востоке люди, знакомые с этим вопросом, попросив не называть их имен, поскольку вопрос является деликатным. Министерство обороны в Москве считает, что у него уже есть неформальное соглашение с «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ), о том, что оно может остаться на сирийских базах. Ситуация все еще может измениться на фоне нестабильности в Сирии, предупредил источник».
С чем тут можно безусловно согласиться, так это с тем, что ситуация может качнуться в любую сторону. Но для Латакии сейчас, когда фактически ничего не работает, российская база может стать источником дохода и своего рода градообразующим мероприятием. Рано или поздно воинственные боевики уйдут, а о том, чтобы заткнуть голодные рты, нужно задумываться прямо сейчас. Поэтому, на мой взгляд, шансы сохранить базы велики, если в ситуацию не вмешаются третьи силы, появление которых в такой обстановке тоже весьма вероятно.