Дискуссии вокруг потенциального возобновления мобилизации в России не утихают. Хотя российские власти неоднократно заявляли о достаточности добровольцев для комплектования Вооружённых сил и отсутствии планов по проведению новой волны мобилизации, слухи и спекуляции на эту тему продолжают циркулировать в информационном пространстве. Особенно активно обсуждалась предполагаемая дата начала новой мобилизации – 1 декабря 2024 года. Эти слухи породили волну обеспокоенности среди населения и стали предметом пристального внимания экспертного сообщества.
В Новосибирске известный политолог и военный эксперт Александр Чугай выступил с опровержением информации о предстоящей мобилизации с 1 декабря. В интервью «Сиб.фм» он категорически заявил, что никакой мобилизации не планируется. Его аргументация базируется на отсутствии видимой подготовки к такому масштабному мероприятию. «Если бы её планировали, то к ней бы уже началась тщательная подготовка. Сейчас наших резервов хватает на СВО», – подчеркнул эксперт. Чугай также указал на искусственное нагнетание ситуации со стороны Запада, который, по его мнению, заинтересован в распространении подобных слухов, создающих дестабилизирующую обстановку внутри страны. Он акцентировал внимание на том, что единственным источником информации о мобилизации может быть указ президента России, и отсутствие такого указа однозначно свидетельствует о несостоятельности слухов. «Правом издавать Указы о мобилизациях может только президент. И если этого нет, то не верьте ничему», – заявил Чугай, призывая граждан к критическому восприятию информации из непроверенных источников.
Однако, параллельно с опровержениями, в фокусе общественного внимания остаётся проблема демобилизации военнослужащих, ошибочно мобилизованных ранее. На Всероссийском координационном совете уполномоченных по правам человека омбудсмен России Татьяна Москалькова подняла вопрос о необходимости совершенствования механизмов демобилизации для таких граждан. Она отметила существующую проблему: призывная комиссия принимает решение об ошибке в мобилизации и доводит его до командира воинской части, но отсутствует четкий, формализованный порядок дальнейших действий, обеспечивающий быструю и беспрепятственную демобилизацию. Этот недостаток в законодательстве создаёт дополнительные трудности для тех, кто был ошибочно призван, и задерживает их возвращение к мирной жизни. По словам Москальковой, необходимость разъяснения и усовершенствования механизмов демобилизации является насущной проблемой, требующей безотлагательного решения. Ситуация требует не только правового регулирования, но и эффективной работы всех участвующих в процессе органов, чтобы исключить подобные ошибки в будущем и обеспечить быстрое и прозрачное разрешение проблем ошибочно мобилизованных.
В заключение следует отметить, что слухи о новой мобилизации, несмотря на опровержения со стороны экспертов, продолжают циркулировать, подпитывая социальную тревогу. В этих условиях важна прозрачность и открытость властей в информировании населения о ситуации вокруг частичной мобилизации и о мерах, принимаемых для совершенствования законодательства и процедур демобилизации. Акцент должен быть сделан не только на опровержении слухов, но и на решении существующих проблем в связи с мобилизацией и демобилизацией, что позволит снизить уровень социального напряжения и укрепить доверие граждан к властям. Систематизация и упрощение процедур демобилизации, а также более эффективная работа призывных комиссий являются ключевыми задачами для обеспечения прав и интересов всех граждан России.