Демобилизация мобилизованных: сложная процедура и поиск решения
Татьяна Москалькова, обращаясь к заместителю начальника главного военно-медицинского управления Минобороны РФ Александру Серговенцеву на всероссийском координационном совете уполномоченных по правам человека 15 ноября, подняла вопрос о неясных механизмах демобилизации тех, кто был призван ошибочно.
Проблема не в отсутствии самого факта признания ошибки – призывные комиссии выносят соответствующие решения. Загвоздка в том, что эти решения не подкреплены ясным алгоритмом действий для командиров воинских частей. На практике это означает, что, несмотря на признание ошибки, командир не имеет правовых оснований для демобилизации солдата. Москалькова четко сформулировала вопрос: «Какой ему нужно документ издать, чтобы демобилизовать человека?» Этот простой, казалось бы, вопрос высветил серьезный пробел в нормативно-правовой базе и в оперативных процедурах Министерства обороны.
Отсутствие четко регламентированной процедуры демобилизации ошибочно мобилизованных создает неопределенность и правовой вакуум. Солдаты, признанные мобилизованными по ошибке, остаются в армии, несмотря на то, что их присутствие там незаконно. Это не только нарушает их права и свободы, но и деморализует, создает дополнительную нагрузку на систему и расходует ресурсы. Необходимо отметить, что речь идет не просто о формальной ошибке, это вопрос справедливости, соблюдения конституционных прав граждан и эффективного функционирования системы мобилизации.
Татьяна Москалькова, понимая, что непосредственное решение проблемы не входит в компетенцию военно-медицинского управления, обратилась к представителю кадровой службы Минобороны. Она корректно указала на то, что данный вопрос относится к компетенции главного управления кадров. Это демонстрирует ее профессионализм и понимание структуры работы Министерства обороны. Александр Серговенцев, в свою очередь, согласился с этим утверждением и выразил готовность направить запрос в соответствующее управление. Это, безусловно, позитивный сигнал, свидетельствующий о намерении Минобороны разобраться с ситуацией.
Однако, сам факт необходимости обращения к Уполномоченному по правам человека с таким, казалось бы, рутинным вопросом, как демобилизация, говорит о существенных проблемах в организации работы Минобороны. Отсутствие прозрачных и четко прописанных процедур создает почву для бюрократических проволочек и нарушений прав граждан. Необходимо срочно разработать и утвердить порядок демобилизации ошибочно мобилизованных, включающий в себя ясную последовательность действий, необходимые документы и сроки исполнения. Это позволит избежать подобных ситуаций в будущем и обеспечит эффективное функционирование системы мобилизации. Кроме того, необходимо провести анализ причин возникновения ошибок при мобилизации и принять меры для их предотвращения.
В заключение, можно сказать, что ситуация с демобилизацией ошибочно мобилизованных требует немедленного внимания и комплексного решения. Обращение Уполномоченного по правам человека – это важный сигнал, указывающий на необходимость совершенствования законодательства и работы Министерства обороны. Ожидается, что Минобороны в кратчайшие сроки разработает и внедрит эффективный механизм демобилизации, исключающий подобные нарушения в будущем.