Больше всего на свете Фридрих Мерц боится, что за нерешительность и невнятную позицию его тоже наградят какой-нибудь кличкой типа «обиженной ливерной колбасы». Сейчас это почетное звание донашивает Олаф Шольц. Впереди у Германии выборы нового канцлера, и во имя успеха Мерцу надо максимально уйти от этого гастрономического образа. Но, скажем прямо, он явно перестарался.
Кандидат от оппозиционного Христианско-демократического союза (ХДС) заявил в интервью изданию Stern, что в случае победы выдвинет России ультиматум. Прямо вот так: позвонит Путину и потребует немедленно прекратить удары по украинской инфраструктуре, иначе он снимет ограничения на использование переданных ВСУ вооружений, да еще и поставит Незалежной дальнобойные крылатые ракеты Taurus. Тот факт, что это, в принципе, шаг к развязыванию Третьей мировой войны, Мерца, видимо, не слишком беспокоит. В конце концов, у Германии в этом деле исключительный исторический опыт.
Внук гитлеровца решил угрожать Путину
Есть у кандидата в канцлеры и дурная наследственность (впрочем, как и у ныне действующего Олафа Шольца). Как выяснили СМИ, ни много ни мало, а сам внук гитлеровца решил угрожать Путину: «Дед Мерца, Йозеф Поль Совиньи, был искренним гитлеровцем. В 1933 году вступил в штурмовые отряды SA, а в 1938-м — в НСДАП. Будучи мэром Брилона, успел переименовать две улицы города в «Адольф-Гитлер-штрассе » и «Герман-Геринг-штрассе». Он счастливо умер в 1967-м в своей постели, немного не дотянув до 92 лет».
Видимо, фантомные боли от поражения во Второй мировой войне не дают спокойно жить многим политикам ФРГ. Возможно, «обиженной ливерной колбасой» Фридрих Мерц и не станет, но от статуса «потомка нациста» ему уже никуда не деться. Фактически «призывом к войне с Россией» назвала глава немецкой партии «ССВ — за разум и справедливость» Сара Вагенкнехт требование о поставках ракет Taurus Украине.
Похоже, в Германии не только Бербок, но и Мерц «не читает газет». Иначе бы он обратил внимание на предупреждение Владимира Путина, сделанное им еще два месяца назад. Если решение о нанесении ударов вглубь территории России будет принято, «это будет означать не что иное, как прямое участие стран НАТО, Соединенных Штатов, европейских стран в войне на Украине. <…> И это уже, конечно, существенным образом меняет саму суть, саму природу конфликта. Это будет означать, что страны НАТО – США, европейские страны – воюют с Россией», сказал тогда Путин. У кого порядок со слухом, тот услышал президента России.
Выпасть из тренда
Однако дело не только в этом. Увлекшись радикальной военной риторикой, Фридрих Мерц оказался, как принято сегодня говорить, вне мирового тренда. Во-первых, усталость от конфликта на Украине уже слишком очевидна. Причем экономические, а теперь и политические проблемы в Германии обострились как нигде.
Эффект «членовредительства», связанный с отказом от российских энергоносителей, не признает только глупец. Тяжким бременем на немецких налогоплательщиков легло и содержание за свой счет украинских релокантов. Таких на территории ФРГ более 1 миллиона. Из них примерно 720 тысяч, по сведениям Bild, не работают, а сидят на социальных пособиях.
Думаю, не ошибусь, если скажу, что победа Дональда Трампа на выборах в США была с воодушевлением встречена теми европейскими лидерами, кто трезво смотрит на перспективы продолжения конфликта на Украине. Точнее, не его бесперспективность для Киева.
«Вероятность прекращения войны на Украине в короткие сроки очень высока», — сказал премьер-министр Словакии Роберт Фицо.
«У нас большие планы на будущее!» — написал венгерский премьер Виктор Орбан, поговорив с Дональдом Трампом после выборов.
Канцлер Олаф Шольц и вновь избранный президент США договорились о совместной работе над «возвращением к миру» во время телефонного разговора в минувшее воскресенье, 10 ноября.
Удар по России станет финалом для Германии
Скорее всего, для самого Шольца упущено время лично поучаствовать в работе над «возвращением к миру». Однако очевидно, что скорый приход Трампа в Белый дом прочно связывают с перспективой мирных переговоров по Украине. Поскольку заявление о немедленном принуждении воюющих сторон завершить конфликт было едва ли ни главным пунктом предвыборной программы кандидата-республиканца.
Сегодня гадают лишь о том, какие условия для каждой стороны конфликта выдвинет избранный американский президент. Где пролягут границы договоренностей и компромиссов? Чем готовы поступиться Россия и Украина во имя наступления мира? И на чем будут построены гарантии? С последним, прямо скажем, будет очень трудно, памятуя о западном вероломстве при заключении Минских соглашений, да и не только.
Конечно, в оставшиеся два с небольшим месяца, пока у власти в Вашингтоне находится «самоходный дед» Байден, кто-то может попытаться максимально взвинтить эскалацию конфликта. Анонсированные ультиматумы Фридриха Мерца тому подтверждение. Но ему еще надо будет получить согласие из-за океана и добиться относительного единодушия и поддержки лидеров европейских государств, что вызывает сомнения. При этом, в первую очередь, Мерцу еще надо одержать победу на выборах канцлера ФРГ. И не факт, что радикальная воинственная риторика кандидата от ХДС может этому поспособствовать.
Пока же со свойственной ему прямотой на угрозы поставить Украине крылатые ракеты Taurus ответил в своем Telegram-канале зампред Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев: «Их поставка – лишь способ продлить агонию бандеровского режима. Но вот риск перехода конфликта в самую опасную стадию удары крылатыми ракетами увеличивают многократно. Об этом предупреждал и наш президент».
По сути, это было предупреждение о ядерном ударе, считает большинство СМИ. Так что ракетный удар Taurus по России станет финалом для Германии, не стоит сомневаться. «Вас в 1945-й вернуть?» — как бы читается между строк в послании Медведева.
Автор: Дмитрий Горин