Налёт украинских дронов-камикадзе на Дагестан вскрыл неприглядную картину – Каспийская флотилия, несущая «Калибры», не готова к ударам противника. Отвратительно сработали не только местные зенитчики, но и ПВО округов: «Летучие лисицы» пролетели более 900 км над Россией.
6 ноября два украинских самолёта А-22 «Летучая лисица», переделанных в дроны-камикадзе, атаковали базу Каспийской флотилии. Один нанёс удар по месту, где должен был стоять корабль. Второй был расстрелян при подлёте и взорвался, в результате осколком была ранена 16-летняя девушка. Предположительно, украинцы целились по одному из малых ракетных кораблей проекта 21631 «Буян-М». Повезло – не попали. Военный обозреватель Влад Шлепченко рассказал, как случился этот позор, и задал неудобные вопросы командованию.
– Инцидент одной фразой можете охарактеризовать?
– Каспийская флотилия показала практически нулевую готовность к отражению врага – и это на третий год войны.
– Откуда стало известно, что ПВО Каспийска не работала?
– На опубликованных местными жителями, а затем и вражескими Telegram-каналами роликах видно, что одна из «Лисиц» заходила на цель со стороны моря. Самолёт шёл по пологой глиссаде с небольшой скоростью и без каких-либо манёвров; а стреляли по нему только из стрелкового оружия. Ни звуков работы корабельных зенитных автоматов, ни следов от пуска зенитных ракет на кадрах нет.
– «Лисицу» было чем поражать?
– Даже на флотских учениях используют куда более сложные цели, имитирующие ракеты противника. А здесь – легкомоторный самолет… В момент удара на рейде стоял корабль проекта 21630 «Буян»; в самом порту находился сторожевой корабль, вероятно, это был «Дагестан». «Буяны» вооружены зенитным комплексом «Дуэт», у которого две шестиствольные автоматические 30-мм пушки, суммарно выдающие от четырёх до 10 тыс. выстрелов в минуту. При такой адской скорострельности «Дуэт» может резать на металлолом всё, что летает, и очень многое из того, что плавает. Кроме того, «Буяны» вооружены автоматическими пусковыми установками «Гибка Р» для пуска зенитных ракет «Игла» с оптико-электронной системой обнаружения. Они решают задачи поражения воздушных целей, летящих со скоростями до 400м/с, и ракет в том числе!
– То есть средств для отражения налёта украинских беспилотников было достаточно?
– Не просто достаточно – в избытке. Но никакое оружие не может принести пользу, если им не умеют и не готовы пользоваться. Корабельные офицеры годами участвуют в манёврах, отчитываются о «совершенствовании навыков». И? Как написал канал «Военный обозреватель», стоит отойти от линии фронта на пару шагов, и службу несут как до войны, то есть – никак. Отдельно стоит сказать о дисциплине рядовых моряков. Одни сражались отчаянно, рисковали собой, уходили в укрытие от дрона-камикадзе в самый последний момент. Другие все это снимали на смартфоны, а потом еще и распространили. Это как назвать?
– Вопросы только к капитанам кораблей?
– К береговой обороне их еще больше. И к командиру зенитно-ракетного дивизиона, и к командирам ПВО округов. «Лисицы» преодолели более 900 км над Россией, пересекли Ростовскую область и Ставропольский край, где стопроцентно ПВО – на боевом дежурстве. Либо украинцы имели сведения о местах дислокации РЛС, либо расчеты «спали». Аналогично – в Каспийске. Между тем, помимо флотилии с «Калибрами», в городе много чего интересного есть для врага – и арсеналы, и базы ГСМ.
– Налет «Лисиц» похож на своеобразную пристрелку… Почему именно Каспийская флотилия, ведь она достаточно удалена от зоны боевых действий?
– Врагу давно известно, что с Каспия бьют по Украине. Не стану перечислять все малые ракетные корабли и сторожевики – носители «Калибров», скажу лишь, что именно Каспийская флотилия в 2015 году наносила удары по Сирии. А вот командование частей и соединений Каспийского флота в силу удалённости от войны продолжает жить по нормам мирного времени. За такое же косное и безалаберное мышление Черноморский флот в начале войны заплатил примерно третью корабельного состава.
– Стоит ожидать продолжения налетов в Дагестане?
– Стоит ожидать продолжения попыток уничтожить наши корабли. Потеря даже одного-двух существенно сократит потенциал всей Каспийской флотилии. Дополнительная опасность в том, что корабли, её составляющие, относительно небольшие и вряд ли отличаются высокой живучестью. Поэтому очевидно, что нужно принимать экстренные меры для предотвращения повторных ударов.
– Какие меры?
– На Черноморском флоте, чтобы стабилизировать ситуацию, дважды сменили командование. Принцип персональной ответственности и абсолютная беспощадность при принятии кадровых решений – единственный рецепт. Где отставки после налета на Каспийск?