Даже если появится альтернатива, будь то платежная система или новая валюта, от доллара никуда не денешься, поскольку именно США поставляют высокотехнологичную продукцию на мировые рынки. Так считают эксперты, опрошенные «Новороссией«. Каков выход?
Альтернативная платежная система БРИКС, продвигаемая президентом России Владимиром Путиным, может привести к разрушению долларовой системы, которая была «основой послевоенного порядка». Помимо Путина, «сломать» доллар хочет Китай, пишет The Economist:
Это должно придать БРИКС дополнительный вес и разрушить финансовый однополярный мир, выстроенный США. А также защитить партнеров России от санкций.
Финансовый омбудсмен Ассоциации российских банков, доктор экономических наук Павел Медведев иронично заметил, что подобные заявления он слышит с 1946 года, когда еще ребенком читал газету «Правда»:
Никакой угрозы доллару не может существовать в принципе. По крайней мере, до тех пор, пока экономика США является самой мощной в мире. Кроме того, именно Штаты преимущественно поставляют на рынок высокотехнологичную продукцию.
Медведев замечает, что подавляющее большинство международных продавцов хотят получать за свой продукт именно доллары только потому, что могут быть уверены в том, что если им придется что-либо приобретать, они смогут использовать для расчетов доллар:
Это порочный круг: люди хотят иметь доллары, потому что осознают, что другие хотят иметь эту же валюту. Когда продавец продает, он думает о том, как будет покупать. То есть как поведет себя другой продавец.
Евро тоже имеет силу
Однако, как отметил наш эксперт, в отдельных случаях доллар иметь просто невыгодно:
Например, в Европе. Там совершили прорыв, введя евро. И когда некоторые рассуждают на тему того, что Европа ввела евро, а мы введем свою, БРИКСовскую валюту, они забывают, что евро – это другое название марки.
То есть Европа восприняла марку как самое сильное платежное средство. И теперь продавец на внутреннем рынке за свои товары и услуги желает получить именно евро. Потому что это и международная, и локальная валюта, подчеркивает Павел Медведев.
Нас спасет алтын?
Узнаем, что думает о том, сможет ли Путин сломать доллар, член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров, кандидат экономических наук Александр Разуваев.
– Сломает или мы так и будем зависимы от Америки?
– Западники и вы, журналисты, обычно сгущаете краски. Путин сказал, что валюта БРИКС не является частью повестки. До этого в аналогичном ключе высказывался Силуанов. Во-первых, нужно включить мозги…
Коллаж: Царьград.Коллаж: Царьград.
– Давайте попробуем…
– Что такое валюта БРИКС: евро, что ли? Наши деньги будут печататься в Пекине, и там же будут определяться процентные ставки? Если бы подобный сценарий имел место, мы бы очень быстро были бы поглощены Китаем. Валюта БРИКС в понимании денег в принципе невозможна.
– Так-так, а во-вторых – что?
– Под валютой БРИКС может подразумеваться нечто, похожее на экю. Это внешнеторговая расчетная единица, которая была в Евросоюзе до года евро. Она, видимо, будет цифровой. Но я верю Путину и Силуанову. Какие-то расчетные системы могут быть. Но это – не валюта БРИКС.
– А если говорить об ограничительных мерах Запада?
– Вторичные санкции по нам реально бьют. Может быть, заработает что-то для расчетов с Китаем и Индией, прежде всего, ну и Турцией тоже. Потому что про китайские юани, которые «имеют наш след», все писали.
Мои знакомые торгуют в Турции. Сами турки лояльны, а вот турецкие банки из-за вторичных санкций – нет. Хорошо, если что-то такое придумают…
Что будет дальше?
– Тогда что предложите Вы?
– Я по-прежнему сторонник евразийского евро, ну или алтына, который будет в ходу у России, Белоруссии и Казахстана. Но суверенная экономика – это 300 млн человек. В идеале нам необходимо объединить в валютную зону все ведущие экономики Евразии. Это – Россия, Беларусь, Казахстан, Азербайджан, Турция, Иран, если они соизволят.
– А что Иран?
– Лично я против персов ничего не имею. Но, учитывая их отношения с Израилем и так далее, зачем нам брать на себя эти проблемы? Так или иначе, евразийский евро – это интересно, это хорошо.
– А с долларом-то что?
– Не нужно думать, что с долларом что-то случится в обозримом будущем. Тут недавно в МВФ перетирали, что к 2030 году мировой долг превысит ВВП. Я же почти уверен, что Китаю и Соединенным Штатам ничего не угрожает. А всяким Шри-Ланкам и Аргентинам угрожает дефолт и много чего еще.
– От доллара, я так понимаю, мы отказаться не сможем и так и будем зависимы от Америки?
— Нет, не сможем. Но, на самом деле, такой задачи не стоит. Что касается нас, во внешней торговле мы уже отказались. И на Мосбирже торги не идут. Я вообще не понимаю, почему люди «парятся», потому что каждая копейка, не доллар, должна быть на счету.
– И что дальше?
– Я считаю, что война скоро закончится. И будет послабление санкций. Возможно, даже серьезное. Трамп в этом отношении прав – санкции против Мосбиржи ударили прежде всего по доллару, больше никак. Полагаю, что торги долларом и евро на Московскую биржу вернутся. А резервы будут разморожены.
Америку можно не любить, но не стоит ее так примитивно хейтить. По той простой причине, что саммит БРИКС – это возможность показать, что изоляции России нет.
Автор: Михаил Блинов