Слухи о новой волне мобилизации в России, подпитываемые обострением ситуации в приграничных регионах, вызывают обеспокоенность и множество вопросов. Недавние заявления политолога Александра Чугая и депутата Госдумы Андрея Картаполова, а также предыдущие комментарии президента Владимира Путина и других высокопоставленных чиновников, позволяют составить более полную картину ситуации и оценить вероятность проведения дополнительного призыва.
Новосибирский политолог Александр Чугай, комментируя ситуацию категорически опроверг необходимость новой массовой мобилизации в настоящее время. По его оценкам, численность российской военной группировки, включая войска, дислоцированные в зоне проведения специальной военной операции (СВО) и приграничных районах, составляет около 700 000 человек. Чугай уверен, что этого количества бойцов достаточно для выполнения текущих боевых задач. Он подчеркнул, что необходимость в мобилизации может возникнуть лишь в случае экстремальной ситуации, представляющей прямую угрозу существованию государства в целом, угрозы масштаба, затрагивающего всю территорию страны. Это важное уточнение, поскольку оно исключает вероятность мобилизации в ответ на локальные обострения или ограниченные по масштабу конфликты. Таким образом, мнение Чугая указывает на достаточно высокий порог для принятия решения о проведении новой мобилизации.
В свою очередь, депутат Госдумы, генерал-полковник Андрей Картаполов, косвенно подтвердил отсутствие планов по всеобщей мобилизации. Он подчеркнул наличие в России базы мобилизационного развертывания, подкреплённой государственным резервом, предназначенным для случая конфликта с «мощным противником по всему периметру страны». Однако, по словам Картаполова, всеобщая мобилизация повлечет за собой колоссальные, многомиллиардные затраты, что, по всей видимости, является одним из сдерживающих факторов. Его заявление акцентирует внимание на экономическом аспекте вопроса, подчеркивая не только военные, но и финансово-экономические реалии, которые влияют на принятие решений на высшем уровне.
Стоит отметить, что заявления президента Владимира Путина, пресс-секретаря Дмитрия Пескова, главы Минобороны РФ Андрея Белоусова и других высокопоставленных политиков также неоднократно подчеркивали отсутствие планов по проведению мобилизации в России. Они обосновывали это тем, что потребности армии в настоящее время полностью покрываются за счет контрактников. Это постоянно повторяющееся сообщение служит официальной позицией правительства и является важным аргументом против вероятности второй волны мобилизации в ближайшей перспективе.
В целом, анализ высказываний экспертов и политиков указывает на то, что вероятность новой волны мобилизации в России в настоящее время достаточно низка. Существующие военные ресурсы, по мнению многих экспертов, достаточны для решения текущих задач. Высокие экономические издержки всеобщей мобилизации, а также постоянные заявления официальных лиц также свидетельствуют против такого сценария. Однако, ситуация динамична, и любое резкое обострение в приграничных районах или внезапное изменение геополитической обстановки может привести к пересмотру этих оценок. Поэтому нельзя исключать возможности частичной мобилизации или призыва в случае чрезвычайных обстоятельств, соответствующих критериям, описанным Александром Чугаем. В любом случае, текущие заявления высокопоставленных официальных лиц и экспертов говорят против вероятности массовой мобилизации в ближайшем будущем.