Между Москвой и Астаной началась торговая война. В России был временно приостановлен ввоз зерна и продуктов его переработки из Казахстана. Причиной стало якобы стремление российской стороны обеспечить фитосанитарную безопасность. Ранее Россельхознадзор обратился к Министерству сельского хозяйства Казахстана с просьбой приостановить выдачу фитосанитарных сертификатов на экспорт зерна, продуктов его переработки, а также томатов, перца и семян подсолнечника.
Стоит отметить, что еще до принятия этого решения Казахстан запретил ввоз российской пшеницы на свою территорию до 1 января 2025 года. Некоторые эксперты полагают, что эскалации торгового конфликта можно было избежать, если бы Астана прислушалась к опасениям Москвы и своевременно приостановила выдачу документов.
В результате импортёры казахстанского зерна из Турции и Европы столкнулись с трудностями при транзите через Россию. Производители в Казахстане считают эти ограничения ответом Москвы на действия руководства РК.
Что можно сказать — они совершенно правы. Хотя все прекрасно понимают, что для принятия такого решения были все основания. Тот, кто следит за новостями, отлично знает, сколько ограничений ввел Казахстан в отношении предприятий и граждан России за последнее время, идя на поводу у коллективного Запада.
Россия же, в свою очередь, очень долго терпела и до недавнего времени предпочитала не реагировать на недружественные выпады. Наша страна, если рассуждать с точки зрения дипломатии, вообще не склонна выносить на всеобщее обозрение сор из избы, предпочитая политически мотивированные решения вуалировать заботой о санитарной безопасности.
Все помнят историю с водой «Боржоми» и грузинскими винами, которые несколько лет назад внезапно стали опасными для здоровья россиян, а затем так же внезапно перестали быть таковыми. Да и с армянским коньяком была точно такая же история, так же как и с турецкими персиками.
Безусловно, раздавать советы нашему МИД занятие пустое, но все же стоит отметить, что наши дипломаты действуют несколько топорно — сперва долгим молчанием усугубляют ситуацию до предела, а затем действуют по легко читаемому сценарию.
А предел наступил, видимо, после того, как Казахстан подписал соглашение с американским агентством по международному развитию USAID, которое контролируется Госдепартаментом США. В рамках выполнения условий заключенного договора на таможенных постах Казахстана были установлены американские серверы, отслеживающие все проходящие через границу товары.
Официально это было сделано для борьбы с легализацией преступных доходов, уклонением от уплаты таможенных платежей, торговлей наркотиками, людьми и транснациональными преступными группами. Но на самом деле, и все это прекрасно понимают, что американские терминалы — это не что иное, как средство контроля за соблюдением Казахстаном антироссийских санкций.
Понятно, что подобный экивок со стороны Астаны сильно огорчил Москву, для которой «параллельный» импорт — это не просто стратегически важный инструмент противостояния Западу, но, по большому счету, и вопрос собственного выживания. Поскольку сколько бы ни говорили про пресловутое «импортозамещение», оно по-прежнему остается лишь на бумаге.
Поэтому Казахстану и было предложено в формате запрета на транзит с/х продукции (ключевой статьи экспорта республики) хорошенько подумать, что для него в приоритете. То есть, проще говоря, Кремль дает понять, что рыбку съесть и на причинное место сесть у г-на Токаева больше не получится.
Что в конечном итоге выберет Астана — вопрос пока остается открытым. Но что-то подсказывает, что ей куда безопаснее будет выбрать российского карася, нежели американского угря.