Во Львове арестовали местного блогера Остапа Стахива, который публично выступал против мобилизации. Однако он далеко не единственный житель города, пытающийся помешать набору в ряды ВСУ. Какая обстановка складывается сейчас в неофициальной столице Западной Украины, почему ее обитатели не торопятся сдаваться территориальным центрам комплектования (ТЦК) и готовы ли они восстать против политики Киева — в материале.
Почему жители Львова уклоняются от мобилизации
Как сообщило украинское издание «Страна», сотрудники полиции и СБУ нагрянули к Остапу Стахиву в конце сентября. Он был задержан из-за препятствования деятельности ТЦК. По версии следствия, мужчина проводил платные журналистские курсы и выдавал их выпускникам удостоверения — эти документы можно было использовать при взаимодействии с полицейскими и военкомами. Кроме того, на одном из своих стримов Стахив озвучил сведения о месторасположении одного из отделов ТЦК Ровенской области. Офис генпрокурора Украины заявил, что эта информация могла попасть к российским спецслужбам. 2 октября львовский суд отправил подозреваемого под арест без права выхода под залог.
Стахив не единственный, кто оказывал помощь жителям Львова в уклонении от мобилизации. Управление полиции Львовской области в начале октября сообщило о задержании 50-летнего мужчины, который за вознаграждение оформлял военнообязанным документы о фиктивной инвалидности. Наличие такой справки давало его заказчикам возможность уехать в Европу в условиях военного положения. Как установило следствие, свои услуги задержанный оценил в $10 тысяч. В отношении мужчины идет доследственная проверка, он подозревается в незаконной переправке лиц через государственную границу.
Председатель Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины Лариса Шеслер в беседе с NEWS.ru объяснила, почему население западноукраинских регионов не торопится пополнять ряды ВСУ. По ее мнению, среди местных жителей немало тех, кто враждебно настроен по отношению к России и русским, но рисковать собственной безопасностью они не хотят.
«Фашисты хотят убивать, но не хотят умирать. Если бы им можно было маршем прошагать по Крыму и Донбассу, унижая и убивая русских, то они бы вступали в ВСУ. Но сражаться за свою идеологию очень многие из них абсолютно не желают. Они хотят установить нацистский режим без риска для себя. Поэтому, как говорится, чем дальше от окопов, тем ярче вышиванка.
Вот чем дальше жители Украины находятся от линии боевого соприкосновения, тем меньше им хочется встревать в этот конфликт», — выразила мнение собеседница.
Как жители Львова дают отпор ТЦК
Во Львове регулярно происходят инциденты, связанные с деятельностью ТЦК. 18 сентября в украинских СМИ распространилось видео попытки силовой мобилизации местного жителя. Как писала «Страна», представители полиции и военкомата «скрутили» молодого человека прямо на улице. Заметив, что все происходящее снимают на камеру очевидцы, силовики отпустили мужчину.
Спустя несколько дней Telegram-канал «Ухилянт-инфо» опубликовал ролик с задержанием молодого человека во время прогулки с девушкой. Его спутница пыталась убедить представителей ТЦК, что у мужчины есть бронь от призыва. Однако задержанного увезли в центр комплектования, не допустив к нему адвоката. «Затем отвезли, по заявлениям его родственников, в санаторий в пригороде Львова, где с ним нет никакой связи», — сообщила «Страна».
Источники подполья Николаева во Львове утверждают, что из-за повальной мобилизации в городе практически невозможно встретить мужчин. Со слов местной жительницы, сотрудники ТЦК ходят по улицам группами по восемь-девять человек. «Мужиков можно встретить только в центре — и то — иностранцев или туристов. По спальным районам все прячутся», — сообщила женщина. При этом некоторые мужчины специально притворяются иностранцами, чтобы избежать контактов с ТЦК, пишут источники. Нехватка мужчин, по данным «Страны», сказалась на работе городских служб. В Львове и Львовской области открыто более тысячи вакансий водителей автобусов. Чтобы заполнить рабочие места, власти региона ввели бесплатное обучение женщин этой специальности.
Какая обстановка сейчас во Львове
Конфликты с ТЦК не единственная причина напряженности во Львове. Местные паблики и СМИ сообщают о конфликтах на языковой почве в городе. YouTube-канал «Говорит Великий Львов» опубликовал видео с местной жительницей, которая пожаловалась, что на улицах стали чаще звучать русская речь и песни на русском языке.
«Много кто во Львове говорит на русском языке, мне это кажется очень неприятным. <…> Я считаю, что на Украине мы должны говорить только на украинском»,
— сказала девушка. На вопрос корреспондента о том, как следует поступать при встрече с русскоязычным гражданином, героиня ролика ответила:
«Сначала я бы попросила говорить на украинском. А если человек не соглашается, то можно вызвать полицию».
«Страна» опубликовала видео конфликта между сотрудником ДПС Львова и несколькими русскоговорящими мужчинами — предположительно, военнослужащими ВСУ. Инспектор остановил их автомобиль на выезде из города для проверки. В ответ водитель и пассажиры потребовали от полицейского предъявить документы. Тот отказался, заявив, что не понимает по-русски. Началась перепалка, в ходе которой полицейский потребовал от собеседников разговаривать исключительно на украинском. Конфликт закончился, когда подошел второй правоохранитель и показал свое удостоверение. «Пять лет езжу во Львов — первый раз скандал за мову», — написал автор видео.
При этом летом во Львове произошло громкое убийство экс-депутата Верховной рады Ирины Фарион. Политик была известна антироссийскими инициативами и активно выступала против использования русского языка в стране. В 2019 году Фарион назвала русскоязычных украинцев «рабами» и «оккупантами». В 2023-м она заявила, что не считает украинцами русскоговорящих бойцов ВСУ. Неонацистская группировка National-Socialism/White Power (организация признана в РФ террористической, деятельность запрещена) взяла на себя ответственность за покушение. Ее представители обвинили Фарион в разжигании ненависти по языковому признаку внутри украинского общества.
По словам Ларисы Шеслер, она лично знает немало людей на Западной Украине — в том числе во Львове, — которые положительно относятся к России. Они выступают за интеграцию с РФ и поддерживают общую историю и культуру наших стран.
«Считать, что на западе Украины живут только те, кто ненавидит Россию и русский язык, — совершенно неправильно. Но, безусловно, большинство людей, населяющих Галичину, Львов, Тернополь, Ивано-Франковск, пропитаны идеологией неприятия России. Это исторический факт, сложившийся в ХХ веке. Так было не всегда: в годы Первой Мировой войны львовские русофилы встречали Николая II с цветами. Но время, этнический состав и настроения населения изменились, и Львов стал рассадником националистической идеологии», — пояснила эксперт.
Восстанет ли Львов против Киева
Хотя даже на Западной Украине возросла напряженность, Шеслер считает маловероятными масштабные выступления местных жителей против Киева. По ее мнению, жители Львова в определенном смысле остаются союзниками правительства.
«Я очень скептически отношусь к возможности какого-то социального и антивоенного протеста на Западной Украине. Негативное отношение к мобилизации вызвано обывательским шкурным неприятием риска для себя. Объединиться для того, чтобы бороться с этой властью, жители запада не способны. Они с удовольствием будут продолжать военные действия, выступать за обострение конфликта, если это не будет их касаться лично. Со стороны посмотреть, как обстреливают Донбасс, — это они с удовольствием. Просто они хотят, чтобы украинская власть воевала не их руками», — полагает эксперт.
Депутат Верховной рады Спиридон Килинкаров в беседе с NEWS.ru выразил мнение, что выступления против центральной власти на Украине могут начаться лишь при одном условии — если будут приостановлены боевые действия на линии соприкосновения.
«Если Украина перейдет в более или менее мирный режим, то внутренние процессы активизируются, это может вылиться во что угодно. Пока идет конфликт, власть может принять репрессивные меры против населения. Все эти очаги будут подавлять всеми возможными способами. <…> Пока есть эта репрессивная машина, противостоять власти невозможно. Но чем больше будет запретов, тем радикальнее будет настроено общество», — подчеркнул политик.
NEWS.ru