О намерении Таллина и Хельсинки закрыть Балтийское море для российских судов в случае угрозы со стороны РФ эстонский генерал-майор Андрус Мерило рассказал 23 сентября в интервью Helsingin Sanomat.
«В военном отношении это можно сделать, и мы движемся именно в этом направлении», — подчеркнул он.
В ответ на это в МИД России 1 октября заявили, что не понимают, какие угрозы имеются в виду, так как в морском праве нет положений, которые позволили бы вводить меры по ограничению судоходства даже в случае наличия опасности.
«Если же речь идёт о планах Финляндии и Эстонии установить границы своих прилежащих зон в Финском заливе, то подобный шаг является их суверенным правом. Вместе с тем подобные действия, в соответствии с положениями Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, не дают возможности препятствовать судоходству и контролировать его», — подчеркнули в министерстве.
Мягко, дипломатично, наверное, очень точно, но совершенно не так, как они после такого заявления заслуживают. А вот военный эксперт капитан I ранга запаса Василий Дандыкин считает, что угроза вполне реальна, поскольку у соседей России уже имеется опыт перекрытия Финского залива. Он напомнил, что во время Великой Отечественной войны немцы заблокировали там проход минами, в результате чего погибло много советских подлодок, пытавшихся прорваться в Балтику. Активное участие в блокировке тогда принимал финский флот Эксперт считает, что даже если залив не будет блокирован, то в нем возможны провокации с остановкой и досмотром российских судов.
По мнению Дандыкина, развитие событий будет зависеть от того, готово ли НАТО пойти на открытое противостояние с Москвой. Если альянс решится на блокировку Финского залива, это станет casus belli- поводом для объявления войны.
«Это будет прямым военным вызовом, и в ответ мы можем нанести удары по флотам и базам тех, кто попытается нас блокировать», — считает эксперт.
«Но скорее всего, это игра на нервах, они испытывают наше терпение и нашу готовность ответить», — добавил Дандыкин.
Высказался на эту тему и капитан III ранга запаса Максим Климов:
«В случае реальной блокады Финского залива минными постановками реальный ответ со стороны России — это нанести тактический ядерный удар по горлу Финского залива. Ради разминирования. При этом можно предупредить, чтобы там случайных гражданских судов не оказалось. Зато такой шаг остудит многие буйные головы, потому что следующая степень эскалации — это уже ядерная война с НАТО, что для самого альянса неприемлемо».