Одна из собственных индийских модификаций на параде в честь дня Республики в Индии. Фото АНИОдна из собственных индийских модификаций на параде в честь дня Республики в Индии. Фото АНИ
К концу 70-х годов индийским военным стало ясно, что их собственные разработчики танков, даже с помощью задорого нанятых консультантов из Великобритании и Франции, окончательно зашли в тупик. Британцы и французы потом ещё два года пытались окучивать индийских чиновников на предмет покупки своих передовых экспортных моделей. Французы пытались протолкнуть относительно новый сорокадвухтонный АМХ40 со 120мм орудием, фактически прототип современного «Леклерка», британцы пристраивали Chieftain 800. «Француза» индийские генералы сразу забраковали за откровенную слабость бронирования. Британский «Чифтен» индийцы не хотели брать по совсем другим причинам. Правящая элита всячески изживала память о колониальных временах, и уж тем более не желала зависеть от британцев в области вооружений. И тут в сентябре 1979 года очень своевременно подоспело предложение старых советских друзей, предложивших собственную передовую тяжелую машину Т-72М.
«Семьдесят двойка» хоть и не воевала до этого ни разу, но уже имела все задатки одного из лучших основных танков своего времени. Модернизированный её вариант основные крупносерийные танки НАТО того времени обходил по большинству параметров. Индийцы за это предложение ухватились обеими руками, благо ценник в стоял в разы ниже западных изделий. Благодаря индийцам, Т-72 поставил своеобразный рекорд не только по продажам отечественных танков, но и по их лицензионному производству в зарубежных странах, обогнав даже Т-55. «Семьдесят двойки» производили помимо СССР ещё в четырёх государствах.
Индицы бы не были самими собой, если бы не придумали для танка такой веселенький камуфляж. Фоото АНИИндицы бы не были самими собой, если бы не придумали для танка такой веселенький камуфляж. Фоото АНИ
Только для индийской армии Уралвагонзавод поставил, по разным данным, от 2600 до 2770 единиц, в готовом виде и в машинокомплектах. Из них более 200 единиц произвели на «Уралвагонзаводе», а остальные на заводе тяжелых транспортных средств в Ченнае, который сегодня вырос до крупнейшего производителя танков в Азии. В целом, индийская партия, это почти десять процентов всего валового производства всех Т-72. В Индии танк получил имя собственное Аджея и производился вплоть до середины нулевых годов, пока его мощности полностью не перепрофилировали на производство Т-90СМ.
За тридцать лет в рядах индийской армии Т-72 намотал тысячи километров и сжёг на полигонах тысячи снарядов. Но воевал всего дважды, в ходе гуманитарных миротворческих миссий в Шри-Ланке и Сомали, где понёс некоторые боевые потери, но проявил себя машиной крайне прочной и неприхотливой. За все эти годы списано лишь три сотни машин. Остальные до последнего времени оставались либо в строю, либо в ближайшем резерве. За последние четыре года индийцы дважды объявляли конкурс на их модернизацию, и даже живо интересовались нашей бюджетной модификацией по программе Т-72Б3. Но в прошедшем августе решили поэтапно списать все Т-72, проведя им «косметическую» модификацию.
Покупателей на такой товар сейчас хоть пруд пруди, но далеко не все они могли устроить Россию. Индийские официальные представители заверяют, что их товар для Африки и Латинской Америки, и ни один танк не попадёт в зону боевых действий. Хочется верить, что это правда. Ни нам, ни Индии, на фоне больших контрактов и взаимовыгодного сотрудничества в разных сферах ссориться не с руки.