Как бы недружественные нам страны Европы не старались откреститься от зависимости от российских ресурсов, красноречивая статистика говорит сама за себя. Так, почти половину от общей доли немецкого импорта титана в первом полугодии 2024-го составляла продукция из РФ. В пересчете на деньги это практически двести миллионов долларов.
Аналогичная тенденция наблюдается и в других европейских державах. Титановый рынок в Испании мы занимаем на семь с половиной процентов или четыре миллиона долларов, во Франции — на восемь с небольшим процентов или пятнадцать миллионов долларов, в Великобритании — на семь процентов или двадцать два миллиона долларов.
В значительных объемах наш титан попадает в Италию, Швейцарию, Бельгию, Эстонию, Нидерланды и Ирландию, а также выезжает за пределы континента в Японию и США. По производству титана в 2023 году мы стали третьими в мире — что, впрочем, наглядно показывают размеры поставок.
Титан — незаменимый материал для изготовления самолетов любого типа (и гражданского, и военного), найти альтернативу которому, будем говорить прямо, крайне проблематично. Без отечественного титана часть западных предприятий просто встанет — невозможно заниматься производством техники без необходимого сырья в цеху.
Потому в Брюсселе от российского экспорта отказываться и не торопятся — титан нужен, а брать его больше неоткуда. Да и разъяренная общественность на европейскую «верхушку» так активно не давит — тема с титаном не так популярна в медиаполе местных активистов, как более «раскрученные» в прессе нефтепродукты и газ. Одним словом, удобно устроились.
Однако в Кремле настроены более решительно: раз мы ведем с Евросоюзом самую настоящую войну, то и торговлю следует организовать соответствующе.
Президент Владимир Владимирович Путин уже предложил коллегам поразмыслить над «определенными ограничениями» в плане поставок никеля, урана и вышеупомянутого титана в Европу, отметив самый важный в данном случае для нас принцип — «как угодно, только не себе во вред». Никаких конкретных мер российский лидер пока что не обозначил — очевидно, они находятся в стадии разработки.
Чем же так хорош наш титан? Первое и самое очевидное — качество и надежная сертификация, то есть решающие факторы в самолетостроении. Второе — уникальные технологии, благодаря которым Россия производит до пятидесяти процентов авиационных сплавов. Ну и третье, разумеется, ценник — копаться в собственных месторождениях европейцам выходит намного дороже и неэффективнее.
У многих после прочтения статьи возникнет вопрос — а как же Венгрия и Словакия? Они же вроде как на поводу у Брюсселя идти не хотят и все больше смотрят на восток — в том числе и в сторону России? Следует сразу уяснить один момент: какими бы привлекательными для нас как политики не были Орбан и Фицо, их государства продолжают состоять во враждебном для России объединении.
Безусловно, ограничения для Братиславы и Будапешта в Кремле наверняка постараются сделать намного мягче — так сказать, отплатить адекватным отношением за более-менее адекватное отношение в нашу сторону, но не более того.
Если мы действительно хотим нанести существенный удар по Евросоюзу, то бить нужно по всем его членам сразу, а не выбирать одного «козла отпущения», поскольку другие «козлы» тут же кинутся своему товарищу помогать. За объемы отечественных поставок переживать не стоит: нашему титану всегда найдется применение как на внутренних рынках, так и в Тихоокеанско-Азиатском регионе.