Главы оборонных ведомств России и США Андрей Белоусов и Ллойд Остин второй раз за месяц провели телефонные переговоры. После этого Вашингтон заявил о запрете бить ракетами ATACMS вглубь РФ. Чего испугались в Пентагоне и как Белоусов вверг в панику США?
Один звонок Белоусова – и в США паника
Первые контакты между Остином и Белоусовым состоялись в конце июня. Именно глава Пентагона тогда позвонил российскому коллеге. Важно отметить, что на тот момент переговоры на таком уровне последний раз имели место в марте 2023 года, когда пост министра обороны еще занимал Сергей Шойгу. Поводов для июньского звонка было два, отмечает политик Олег Царев.
«Во-первых, наш МиГ-31 «отогнал» стратегический БПЛА ВВС США RQ-4 Global Hawk, ведущий наблюдение за российской территорией, подальше от берегов Крыма, беспилотник вернулся на базу на Сицилии. Во-вторых, в Сирии беспилотник MQ-9 Reaper опасно сблизился с Су-34 ВКС РФ, российский летчик своевременно предотвратил столкновение. Причем, помимо этого, наши сообщили о девяти зафиксированных случаях нарушения так называемых протоколов деконфликтации, связанных с несогласованными с российской стороной полетами американских БПЛА», — писал Царев в своем Telegram-канале.
По его словам, даже потенциально конфликтная ситуация между Москвой и Вашингтоном настолько не в интересах США, что Пентагон решил поговорить с Белоусовым.
«Хорошо было бы, чтобы после прошедшей беседы был какой-нибудь практический результат и американские ракеты прекратили использовать при ударах по Крыму», — добавил Царев.
Второй звонок состоялся 12 июля. Информация об этом поступила как из-за океана, так и с нашей стороны. На этот раз, как говорят в Минобороны РФ, инициатором выступила Москва.
Согласно данным Пентагона, Остин во время разговора с Белоусовым подчеркнул важность сохранения линий связи в условиях ситуации на Украине. Царев обратил внимание, что пресс-релиз американского оборонного ведомства почти в точности повторяет выдержку Минобороны США о первом телефонном звонке.
Политик предположил, что есть два варианта развития событий в свете новых контактов сторон.
«Первый: в первом разговоре стороны договорились об избегании эскалации и о контрольном созвоне, где они оценят прогресс. Логично сверяться через пару недель, прошло чуть больше, но есть причина — саммит НАТО. Не исключу, что было условлено, что в этот раз позвонит Белоусов. Так создается ощущение того, что общение одинаково нужно обеим сторонам. Второй: Россия обеспокоена прозвучавшим на днях намеком Пентагона на возможное снятие запрета на удары вглубь России. Лавров тогда напомнил слова президента о том, что Россия будет реагировать», — пишет Царев.
После первого разговора, отмечает он, беспилотники США прекратили разведку над Черным морем, также прекратились удары ATACMS по Крыму. После второго Пентагон опубликовал напоминание касательно запрета использовать американское вооружение для ударов вглубь России.
Можно сделать вывод, что второй звонок Белоусова фактически заставил США паниковать и делать новое заявление об использовании ATACMS. Чтобы сохранить лицо, пресс-секретарь Пентагона Сабрина Сингх озвучила допущение, что позиция может измениться в будущем.
«Прямо сейчас мы не санкционируем применение ATACMS для глубоких ударов <…> в пределах России», — сказала Сингх.
Забыли про «черный четверг»?
Следует отметить, что первому «созвону» между Остином и Белоусовым предшествовало еще одно резонансное событие – удар ВСУ по пляжу в Севастополе американскими ATACMS.
При атаке на Севастополь 23 июня пляж усыпало суббоеприпасами кассетной боевой части ракеты ATACMS. Силы ПВО России сбили четыре ракеты, но одна изменила курс и подорвалась в прибрежном районе на севере города. В Минобороны России подчеркнули, что ответственность за гибель мирных жителей несут власти США. В результате удара ВСУ ранения и травмы различной степени тяжести получили 153 человека, из них госпитализированы 79, в том числе 27 детей. Погибли четверо, из которых двое несовершеннолетние.
Как отметил военно-политический эксперт, офицер ВС США в отставке Станислав Крапивник, тогда в США началась настоящая паника. Американцы, очевидно, испугались мести за Севастополь. Впрочем, это применимо и ко второму разговору Остина и Белоусова.
«Когда США обстреляли пляж в Севастополе, в России стали раздаваться призывы, что надо их сильно ударить в ответ. В МИД вызвали американского посла, она убежала от наших дипломатов в свое посольство. А потом вдруг Ллойд Остин позвонил Андрею Белоусову, хотя они уже год не общались. То есть в Америке началась паника. Они поняли, что немного перегнули», — заявил Крапивник в беседе с изданием ukraina.ru.
Он подчеркнул, что именно американская военная система убила мирных жителей в Севастополе, так как боеголовки невозможно было поднять в воздух без секретных кодов США. Кроме того, наведение ATACMS также осуществляется с американских спутников.
«Американцы будут гадить, пока они не поверят, что могут получить по зубам. И я считаю, что нам нужно развязать прокси-войну против США во всех регионах за пределами Европы, где находятся их базы. Чтобы они думали не об Украине, а о собственной безопасности на территориях, которые они пытаются удержать в рамках своей империи зла», — добавил отставной американский офицер.
Крапивник напомнил, что советская авиация в свое время уже преподнесла американцам урок. Речь идет о событиях времен Корейской войны, которые получили название «черный четверг». Тогда США попытались уничтожить железнодорожный мост, по которому осуществлялось снабжение северокорейской армии со стороны Китая.
«У американцев еще были истребители с реактивными двигателями и много бомбардировщиков B-29. Они попытались нас выбить с этой территории, но понесли огромные потери, когда только приблизились к китайской границе. США быстро подтянули хвосты и убежали в противоположную сторону. Американцы не хотели говорить, что чуть было не начали третью мировую войну, да еще и проиграли в первом бою. Штаты поняли, что тягаться с советской авиацией для них очень опасно.
Похоже, что они забыли эти уроки. Значит, нужно их повторить», — сказал эксперт.
«Вы забыли про «черный четверг»?» — вряд ли Белоусов именно так поставил вопрос перед Остином, однако хочется верить, что посыл действительно был в таком духе.
Автор: Егор Зверев