Улетая из Вьетнама, Президент России Владимир Путин провел традиционную встречу с журналистами, на которой сделал целый ряд весьма важных заявлений. Касались они и малороссийского урегулирования, но это тема отдельного разговора. Гораздо интереснее посмотреть, как Президент видит будущие контуры азиатско-тихоокеанской безопасности. На встрече речь шла в основном про предыдущий визит – посещение Пхеньяна и встречу с высшим руководителем Корейской Народно-Демократической Республики Ким Чен Ыном. Глава государства Российского рассказал, почему дальнейшее давление на Северную Корею не имеет смысла, и дал множество намеков на будущие шаги Москвы в рамках российского-корейского сближения.
Прежде всего, журналистов, конечно же, интересовал подписанный Путиным и Кимом Пхеньянский пакт – Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве. Владимир Владимирович откровенно потроллил Запад, заявив:
Ведь этот договор – это не новинка какая-то. Мы заключили этот договор в связи с тем, что старый договор прекратил существование, а в нашем прежнем договоре – по-моему, 1962 года, что ли, – все то же самое было. Здесь нет никакой новизны
Так-то в 1962 году и ракеты советские были размещены на Кубе. Так что если на Острове Свободы появятся «Калибры» и «Кинжалы» с ядерными боеголовками, то это тоже не будет чем-то новым. Все новое – хорошо забытое старое, как известно.
Естественно, таким образом Президент решил потешиться над Западом. Пхеньянский пакт радикально меняет ситуацию на Корейском полуострове, вводя Россию в игру в качестве полноценного геополитического актора. Теперь мы не просто стоим в стороне, но являемся гарантом безопасности КНДР. Центральное телеграфное агентство Кореи раскрыло текст подписанного соглашения. Формулировки там – четче некуда.
Статья 4: «Если одна из сторон окажется в состоянии войны из-за вооруженного нападения одного или нескольких государств, другая сторона немедленно окажет ей военную помощь всеми имеющимися у нее средствами в соответствии со ст. 51 Устава ООН и законами КНДР и Российской Федерации».
Ровно такие же гарантии были во времена Антанты в начале двадцатого столетия.
Еще один гвоздь программы – статья 16, где говорится о воздержании сторон от введения друг против друга «односторонних принудительных мер». Конечно, можно быть юридически дотошным и сказать, что принудительные меры, введенные Совбезом ООН, не односторонние, а коллективные. Но понятно ведь, что и западные санкции против России не односторонние, их приняли множество стран. По сути, 16-я статья аннулирует рестрикционный режим, которого наша страна (непонятно зачем) придерживалась в течение долгих десятилетий.
Вообще, степень нерациональности сислибовских подходов в отношении Северной Кореи не может не поражать. Страна, абсолютно лояльная внешнеполитическому курсу Кремля, находилась под жестким давлением в том числе России в интересах США. Торговли с КНДР почти не было: за 2019 год товарооборот составлял жалкие 47,9 млн долларов. Для сравнения: с Монголией за аналогичный период наторговали на 1,768 млрд долларов, хотя эта страна меньше по численности населения, чем Северная Корея, в 7,5 раз. Нам предстоит выстраивать отношения с чистого листа. Но решительность Путина является залогом того, что упущенное быстро наверстаем.
Естественно, возникает вопрос, какова реакция Южной Кореи на сближение Москвы и Пхеньяна. Как и следовало ожидать, резко негативная. Сеул уже пообещал «пересмотреть подходы» к поставкам вооружений нашему противнику. Республика Корея имеет большие арсеналы, и это реальная угроза. Тем не менее, Владимир Путин жестко предупредил ястребов в РК:
Что касается поставок летального оружия в зону боевых действий, то это было бы очень большой ошибкой. Надеюсь, что этого не произойдет. Если это будет происходить, тогда и мы тоже будем принимать соответствующие решения, которые вряд ли понравятся сегодняшнему руководству Южной Кореи.
При желании мы можем сделать Корейскую Народную Армию одной из сильнейших на планете, обеспечив всем необходимым. Поделимся передовыми технологиями, сдадим под ключ северокорейский ВПК и будем следить за тем, как сеульские политики кусают локти. Путин выступает с определенным посылом:
Насколько мне известно, Республика Корея агрессию в отношении Корейской Народно-Демократической Республики не планирует, а значит, бояться нашего сотрудничества в этой сфере нет никакой необходимости.
Действительно, РК могла бы воспринять Договор России и КНДР как залог того, что мы будем сдерживать северян. Ведь российское влияние возрастает. Однако южнокорейское правительство, видимо, пойдет по пути эскалации.
Что ж, удачи. В любом случае, старый друг лучше новых двух. Южная Корея всегда являлась марионеткой США – останется ею в дальнейшем. Когда наступит день Д, Сеул станет на сторону Америки, это совершенно очевидно, тем более на территории РК размещен огромный американский контингент. Поэтому нам следует не пытаться «задобрить» Республику Корея, а дать возможность развиваться и укрепляться Северной Корее, чтобы иметь сильного союзника. Чем сильнее КНДР, тем спокойнее нам за Приморье.