Безусловно одним из самых важнейших событий в новейшей истории России в её постсоветский период стал знаменитый августовский дефолт 1998 года. Этот сильнейший экономический кризис серьезно пошатнул благосостояние людей и заставил их изменить своё отношение к власти и всем озвучиваемым ею тезисам. В частности, дефолт стал одной из ключевых причин, по которой россияне стали с большим недоверием относится к банкам и теперь любые изменения в экономике воспринимают как потенциальную опасность.
Как наша страна сумела выбраться из этой ямы тогда, и что будет делать Путин сейчас, рассказал авторитетный экономист Михаил Хазин.
По словам эксперта, несмотря на серьезнейшее экономическое потрясение в августе 1998 года, отечественная экономика сумела довольно быстро восстановиться. По словам Хазина, рост экономических показателей в России начался в последние месяцы того же года. Это произошло потому, что в том же 1998 году, практически сразу после дефолта, в РФ начался «сырьевой суперцикл», который продлился целых 10 лет, вплоть до 2008 года. Как отмечает Хазин, годовой прирост ВВП в тот период составлял плюс-минус 7%. Это был очень весомый показатель для ещё недавно лежащей в руинах страны.
По мнению эксперта, столь быстрый переход от состояния «катастрофы» к состоянию бурного экономического роста, является личной заслугой Бориса Ельцина. Хазин отмечает, что первый президент России вовремя сориентировался и расставил на ключевые позиции в правительстве настоящих профессионалов, которые сумели в кратчайшие сроки выровнять казалось бы безнадежную ситуацию.
Хазин напомнил, что после августовского дефолта 1998 года Борис Ельцин назначил на должность главы Кабмина Евгения Примакова, а место главы ЦБ РФ было отдано Виктору Геращенко. Именно эта высокоэффективная связка, по мнению эксперта, и позволила отечественной экономике восстановится ударными темпами.
Евгений Примаков и Борис Ельцин. Фото: kp.ru
Учитывая тот факт, что преемником Ельцина стал Владимир Путин, Хазин делает вывод, что нынешний хозяин Кремля может обратиться к успешному опыту первого и уже в августе 2024 года повторить решение Бориса Ельцина принятое им 26 лет назад, в части резкой смены экономической политики.
По мнению Хазина, ключевой задачей стоящей сегодня перед Владимиром Путиным, является задача по переводу отечественной экономики на рельсы масштабной индустриализации. В условиях беспрецедентного количества западных санкций и постоянного добавления новых рестрикций это является жизненной необходимостью.
По словам эксперта, санкционная политика Запада рано или поздно приведёт к тому, что все ключевые внешнеэкономические партнёры России либо полностью откажутся от сотрудничества с нашей страной, либо сведут объемы взаимодействия до минимума, чтобы не попасть под вторичные санкции.
Что это будет означать для России? В первую очередь уменьшение возможностей импорта зарубежных товаров, в том числе столь необходимых товаров народного потребления. И это уже не говоря о продукции двойного назначения. Всё, что нам жизненно необходимо, России придётся производить самой, уверен Хазин.
Но для того, чтобы это стало возможным, необходимо в самом коротком временном отрезке построить в стране сотни новых предприятий и модернизировать те которые уже есть. Но добиться этого, без проведения масштабной индустриализации невозможно, уверен Хазин. И наш президент это отлично понимает.
Именно поэтому, по мнению Хазина, Владимир Путин может повторить в августе текущего года ключевое решение принятое Ельциным в 1998 году, а именно — преступить к перестройке нашей экономики и всей финансовой системы, с целью обеспечения скорейшего перехода к индустриализации. При этом, отнюдь не нулевым является вариант, при котором произойдет кратковременный обвал, по аналогии с тем, что произошел в конце лета 98-го.
Очередь в обменник после дефолта. Фото: day.org.ru
Тогда старую систему по сути специально пустили под нож, чтобы можно было наконец начать выстраивать новую, основанную совсем на других, куда более эффективных принципах, чем те, что были в течение прошлой итерации.
«Тогда отечественной экономике нужно было достичь дна, чтобы от него оттолкнуться»,
— подчеркивает эксперт.
Что и произошло на деле. После того как поломали старую, доказавшую свою неэффективность систему, на её руинах возвели новую, которая практически сразу начала демонстрировать куда более достойные результаты, чем в рамках предыдущего подхода.
Сегодня ключевой проблемой, которую Владимиру Путину придется как-то решать, является позиция представителей либеральной элиты, предпринимающей всевозможные усилия для того, чтобы не допустить вливания большого объема денежной массы в российскую экономику. Ключевые игроки либерального лагеря, как считает Хазин, прикрывают проводимую политику сомнительными доводами о сдерживании инфляции.
Но в действительности, уверен эксперт, конечная цель либералов сделать так, чтобы у компаний из реального сектора отсутствовала возможность получить доступный кредит под низкий процент, что является ключевым фактором для экономического роста. Постоянное увеличение ключевой ставки раз за разом снижает деловую активность, и в результате в России просто физически не могут возникнуть столь необходимые ей новые производства.
«Владимир Путин может решиться на радикальный шаг и поставить перед либеральной элитой ультиматум: либо они вливают денежную массу в экономику посредством снижения ключевой ставки и увеличивают доступ к дешёвому кредиту, либо он начинает проведение масштабной чистки в чиновничьих рядах и сменяет всех приверженцев либеральных постулатов на куда более патриотически настроенных профессионалов»,
— рассуждает эксперт.
Делая подобный прогноз, Хазин напомнил, что сразу после дефолта 98-го Борис Ельцин отправил в отставку тогдашнего главу ЦБ РФ Сергея Дубинина. Поэтому исключать вариант, при котором Путин уволит нынешнего председателя Центробанка Эльвиру Сахипзадовну Набиуллину, заменив её новым руководителем, нельзя. Скорее напротив, ключевые изменения в экономической политике, могут начаться именно с громких отставок в либеральном блоке Кабмина