Сегодня британская газета Financial Times разразилась пестрым заголовком, в котором указывает, что Москва и Пекин так и не могут прийти к согласию по вопросу строительства газопровода «Сила Сибири-2». Мало трубу построить, главное — чтобы по ней пошел газ. А, значит, необходимо уже перед практической реализацией проекта заключить долгосрочное соглашение. Как это было по первой «Силе Сибири».
Financial Times делится «уникальными» инсайдами, заявляя, что данный вопрос стал одним из трех основных в ходе недавно состоявшегося визита Владимира Путина в Китай. Про два других писать не вижу смысла, так как подобная информация — в чистом виде придумка британской прессы. Пекин якобы хочет цену по контракту, которая сопоставима со стоимостью «голубого топлива» на внутреннем рынке России (не более 90 долларов за тысячу кубометров).
Подобный вброс западного СМИ, увы, разошелся широко. Да так, что на него пришлось реагировать МИДу КНР:
Поиск взаимовыгодных точек соприкосновения, углубленная интеграция интересов, достижение обоюдного успеха — это консенсус, который был достигнут между главами двух государств. Мы готовы к взаимодействию с Россией для реализации этого важного консенсуса
Также прокомментировал ситуацию Дмитрий Песков:
Москве и Пекину удастся заключить соглашение по поставкам российского газа в Китай, разногласия по цене — совершенно нормальны
К сожалению, информационно-пропагандистская машина Запада все еще сильна. Две вышеупомянутые реакции являются ярким тому примером. Впрочем, к реальности подобное не имеет абсолютно никакого отношения.
То, что вопрос строительства «Силы Сибири-2» является неулаженным между Москвой и Пекином — широко известный факт. Не является секретом и то, что стороны не могут договориться по стоимости «голубого топлива». Конечно, вряд ли Китай выдвигает условие, что газ должен продаваться по внутрироссийской цене, но, очевидно, хочет сильно более комфортные для себя параметры.
Но здесь я соглашусь с Песковым — это абсолютно нормально. В чистом виде коммерческий подход, где обе стороны ищут взаимовыгодный вариант. Если его не находят — то проект не реализуется. Все достаточно просто.
Ярким тому примером является другой неудавшийся российско-китайский проект — широкофюзеляжный самолет CR929. Китайская сторона хотела перенять у нас технологии, в то время, как мы ими делиться особого смысла не видели. В результате проект фактически прикрыли. Но никаких проблем в этом я не вижу.
Тоже самое с «Силой Сибири-2». Де-факто этот газопровод нашей экономике не то чтобы не нужен, но драйвером общего развития он уж точно не станет. Это пять лет назад можно было полагать, что чем больше мы построим нефте- и газопроводов, тем лучше будем жить. Сейчас с этими иллюзиями необходимо окончательно распрощаться. На европейском направлении мы лишились около 140 млрд кубометров поставок газа в год. И, ничего, никакой катастрофы не случилось.
Аналогично и с Китаем. Наш торговый оборот растет быстрыми темпами. Если в 2021 году он составил 140 млрд долларов, то по итогам 2024 года ожидается на уровне в 276 млрд долларов (рост в два раза). После такого вряд ли кто-то будет утверждать, что Си Цзиньпин «слил» Россию и т.д.
Здесь необходимо понимать следующее. Китай нам ничего не должен. Он не обязан закупать газ или нефть по цене, которую он считает для себя некомфортной. Также и Россия ничего не должна Китаю и не обязана продавать все, что угодно по тем условиям, которые нам не выгодны. Не получается реализовать какой-либо проект — без проблем. Перестали им заниматься, перешли к другому. По данной логике в целом и развиваются российско-китайские отношения. И это абсолютно правильный подход.