К мигрантам в России давно относятся мягко говоря с неприязнью, поскольку их уровень образования, мировоззрения, традиции, агрессия и попытки установить здесь свои порядки, вызывают отторжение. Да и сама власть, чего уж греха таить, давно отдалилось от официального флера интернационализма времен СССР и давно не считает, что граждане постсоветских стран нам братья. Гастарбайтеры нужны государству лишь в качестве черновой рабочей силы, поскольку оно не считает нужным заботиться о достойном размере оплаты труда своим гражданам.
О том что мигранты в нашей стране по сути являются обслуживающим персоналом и не пользуются уважением у коренного населения (причем небезосновательно) они отлично знают, но терпят, так как на те деньги, которые они зарабатывают в России, кормятся их семьи и держится вся экономика их страны в целом. Но они так же понимают, что и в самом Таджикистане за последние два десятилетия, произошли необратимые изменения. Их страна превратилась в страну-экспортера гастарбайтеров, читай рабов.
Фото: tj.sputniknews.ru
Возвращение домой — это путь в никуда, в железные объятия непотопляемого Эмомали Рахмона. По сути складывается тупиковая ситуация — в свете последних событий, становиться очевидно, что в России работать им станет намного труднее. Другие страны рассматривать в качестве трудовой миграции таджики не готовы, в силу опять-таки своей необразованности и низкой трудовой квалификации. Да и терпеть то, что терпит Россия от них, ни одна страна в мире не станет. И домой возвращаться не вариант, поскольку на Родине их ожидает тотальная нищета и голод.
Таджикистан очень бедная страна. И не последней причиной бедности является действующий президент страны Эмомали Рахмон, который крепко держит бразды правления с 1992 года. Вообще по мнению экспертов, власти Таджикистана создали для себя идеальную модель. В Душанбе отлично понимают, что трудовые мигранты крайне нужны России, поскольку на этом строится экономическая модель не одной отрасли, от жилищно-коммунального хозяйства до строительства, где основой является дешевая рабочая сила.
Однако если говорить о том кому это больше выгодно, то стоит отметить, что для Таджикистана преимуществ от отправки своих граждан в Россию значительно больше.
Алексей Макаркин. Фото: belgazeta.by
«Из России беспрерывным потоком идут деньги. Эти деньги кормят семьи, и эти семьи более лояльно относятся к режиму Эмомали Рахмона. А с другой стороны, посредством трудовой миграции, из Таджикистана вымываются потенциальные активные недовольные. Для Рахмона такая модель идеальна»
— отмечает историк Алексей Макаркин.
В стране полностью отсутствуют вертикальные социальные лифты. Из числа тех кто решит вернуться домой, лишь малая часть сумеет трудоустроиться, и то, только в том случае, если они будут принадлежать к «нужному клану». Все остальные на работу в Таджикистане могут даже не рассчитывать.
Фото: imghub.ru
Правящему клану не нужны инвестиции, рабочие места она также не торопится создавать. Тем, кто хочет работать, пожалуйста — дорога из Таджикистана открыта для всех. Так же не стоит забывать о том, что Таджикистан не только очень бедная страна, но ещё и очень юная страна. 70% населения это молодежь в возрасте до 35 лет. А молодые люди отличаются активностью и пассионарностью. Их отъезд на заработки в РФ для властей Таджикистана это способ «выпустить пар». Сегодня в политически активный возраст входит совершенно новое поколение таджиков. Это люди, которые выросли вне семьи, поскольку их родители всегда были на заработках. То есть по сути это очень маргинальная молодежь. И эта молодежь сидящая без работы, тоже стремиться выехать в Россию, которая принимает их вот уже много лет, абсолютно не задумываясь о последствиях.
Фото: ptoday.ru
«Это гремучая смесь. Проповедники радикального толка с ними очень активно работают. Это очень опасно, когда, с одной стороны, молодые люди подвергаются обработке со стороны экстремистов, и в то же время у них нет работы. Если работа есть, то куда больше шансов, что работающий человек не будет подвержен влиянию и не станет террористом. Если же он сидит без работы, то вероятности куда больше»
— уверен Макаркин.
По мнению экспертов, вывод неутешителен. Эмомали Рахмон создал по сути тоталитарную систему и его ужасно боятся. Таджикистан сейчас экспортирует два товара: трудовых мигрантов и джихадистов. Эти люди готовы идти и взрывать себя где угодно, кроме Таджикистана. Граждане настолько боятся своего лидера, что в Таджикистане ничего подобного не происходит. Рахмон очень жесткой рукой это подавляет, и они уезжают из страны, ища себе пристанище в России.
Сегодня в России может сложиться крайне взрывоопасная ситуация. На фоне массового отказа от услуг таджиков, последние остаются без средств к существованию. Выходом для безработных гастарбайтеров станут криминальные заработки, в том числе террористического толка. Возвращаться добровольно в Таджикистан никто не захочет — там есть вполне ненулевые шансы просто загнуться от голода.
Фото: news-balashiha.ru
В результате наша страна оказалась в патовой ситуации — 3 млн таджиков, завезенных с подачи крупного бизнеса при помощи коррумпированных чиновников, это очень мощная сила. После событий в «Крокусе», вряд ли число предпринимателей, кто захочет трудоустроить представителей этой национальности, будет велико. Соответственно вырастет число потенциальных преступников, готовых за 500 тыс. рублей взять в руки оружие и пойти расстреливать людей. Как будет власть выбираться из этой ситуации, пока непонятно.