Фото: justmedia.ru
«Мы предпочитаем, чтобы НПЗ не перевозили нефть на танкерах, находящихся под рестрикциями, из-за наших политических и коммерческих интересов, а также санкций Соединенных Штатов Америки»,
— приводит слова источника в правительстве Индии издание Reuters.
В ближайшем будущем индийскому кабмину предстоит принять окончательное решение о запрете захода в порты Индии судов, попавших под западные санкции или принадлежащих российской компании «Совкомфлот». По мнению издания, введенный запрет значительно усугубит проблемы связанные с экспортом нефти, с которыми сталкивается Москва. Так, в частности у компаний, могут возникнуть большие трудности с поиском судов для продажи топлива. Ситуацию также усугубляют и проблемы связанные со сбором платежей за поставки, что вызвано банковскими ограничениями.
Стоит отметить, что индийский рынок и в самом деле является очень значимым для нашей страны. Меньше чем за 2 года экспорт российского черного золота в Индию вырос с 0 до 9 млн тонн ежемесячно. Объем поставок в прошлом году составил 92 млн тонн, что позволило компенсировать порядка 80% потерь европейского рынка.
Фото: vedomosti.ru
Рынок Индии очень лакомый кусок, и за него в той или иной степени ведут борьбу все крупные игроки. Даже страны входящие в ОПЕК+ конкурируют между собой. Хотят заполучить его и страны находящиеся под санкциями. В этот список входит не только Россия, но и Венесуэла и Иран.
По данным МЭА (Международное энергетическое агентства) спрос на черное золото в Индии, будет расти намного быстрее, чем в любом другом государстве мира. Уже к 2030 году ожидается увеличение импорта до 6,6 млн баррелей в сутки.
Однако, по мнению доцента РУДН Сергея Зайнуллина, за введенные антироссийские санкции вновь придется расплачиваться Европе.
«Европейские потребители первыми на себе прочувствуют введение подобных ограничений. Ведь именно Индия на сегодняшний день является одним из крупнейших экспортеров нефтепродуктов в ЕС. Отказавшись от российской нефти, Дели не сумеет сохранить прежние объемы поставок в регион»
По информации от Евростата, за первые девять месяцев 2023 года Европейский союз импортировал из Индии 7,9 миллиона тонн нефтепродуктов, что в 2,5 раза превышает уровень 2022 года. Наибольший прирост в объемах импорта наблюдается у Хорватии (рост в 13 тысяч раз, до 75 миллионов евро). Затем следуют Латвия (в 100 раз, до 1,5 миллиона евро) и Германия (в 18 раз, до 554 миллиона евро).
По словам Зайнуллина, Индия стала ключевым партнером и транзитной базой для поставок и переработки нефти из Российской Федерации. Результатом введения новых мер, станет удар не по российской, а по европейской экономике. Цены на нефтепродукты в ЕС в среднем уже выросли на 20-30%. Эксперты объясняют такую ситуацию увеличением логистических затрат, комиссий посредникам и компенсаций за санкционные риски.
Беспокойство индийских нефтеперерабатывающих заводов вынуждает их удлинять цепочку посредников и усложнять маршруты поставки всё той же российской нефти. Особенно вероятно увеличение стоимости нефтепродуктов на фоне обострения ситуации на Ближнем Востоке.
«Израиль и страны НАТО проводят военные операции против Палестины, что вызывает ответную реакцию со стороны Ирана и Йемена. Это увеличивает риски перевозки нефти через Суэцкий канал, что приводит к повышению стоимости и увеличению сроков поставки. В таких условиях ужесточение ограничений может привести к «идеальному шторму» на рынке нефтепродуктов»,
— подчеркивает эксперт.
Причина ограничений в закупке российской нефти со стороны Индии, возможно, не связана с западными рестрикциями, считает депутат Государственной думы Алексей Журавлев. В публикации Reuters упоминается высококачественная нефть ESPO с низким содержанием серы, которая поступает из Восточной Сибири к Тихому океану по трубопроводу. По мнению депутата, российская продукция оказывается просто не по карману индийским компаниям.
Фото: bloknot-stavropol.ru
«До последнего момента, они, с учетом всех скидок, покупали баррель даже дешевле $60, что не превышало предельную стоимость, установленную Западом в виде антироссийских санкций. Однако такая высококачественная нефть не может быть недорогой, и индийцы предприняли демарш, видимо полагая, что им будет сложно найти замену,»
— считает парламентарий.
Однако возможна и обратная ситуация. Боязнь новых вторичных санкций может негативно повлиять на продолжающуюся тенденцию снижения дисконтов на нашу нефть, которую можно было наблюдать с 2022 по 2024 год, предупреждает Максим Кузнецов, председатель Русско-Азиатского делового совета.
«Введение новых ограничения ставят покупателей из Индии в более сильную позицию и способны привести к дополнительным скидкам на российскую нефть»
— подчеркивает Кузнецов.
Вместе с тем, текущая ситуация не указывает на дефицит предложения на рынке нефти и, следовательно, не представляет угрозы для роста цен. Однако, она может привести к увеличению издержек и соответственно уменьшению маржи российских энергетических компаний.
В свою очередь доцент Финансового университета при правительстве РФ Ольга Борисова считает, что опасения вторичных санкций, высказанные индийскими импортерами, окажут куда меньшее влияние на саму Россию, нежели на Европу. Эксперт отмечает, что правительство РФ уже разрабатывает решения о перенаправлении поставок нефти в африканские и азиатские страны. Так например в декабре 2023 года обсуждались возможные направления экспорта в Монголию. Также в числе потенциального покупателя рассматривается Узбекистан.
Максим Кузнецов так же отмечает страны Юго-Восточной Азии и Африку как потенциальные точки роста российского экспорта. Эксперт напоминает, что поставки в Африку в прошлом году увеличились в четыре раза по сравнению с АППГ.
Фото: 24newnews.ru
При этом эксперт уверен, что российская нефть никуда из Европы не исчезнет. Вместо нефтепродуктов производимой Индией из российской нефти, на европейском рынке окажутся «китайские», «казахстанские» и «арабские». При этом стоимость их будет выше на 20−30%.
По мнению Борисовой, основным игрокам рынка, придется радикально перестраивать уже выстроенную логистику, а это в свою очередь крайне негативно скажется на производстве большинства европейских стран.
А вот России, заменить индийский рынок будет несложно, уверен Алексей Журавлев. Китай готов импортировать нефть из России практически в любых объемах. Китайский рынок планирует значительно нарастить поставки российской нефти марок ESPO и Sokol — до 1,7 млн баррелей ежедневно
Парламентарий считает, что с точки зрения расчетов, это лучший вариант для России. В отличие от рупий, которые не находят широкого применения на других рынках, китайский юань является мировой резервной валютой, в равной степени признанной с долларом и евро.
Важны и российско-турецкие отношения в нефтяной сфере. В данный момент Турция приобретает рекордные 400 тысяч баррелей в сутки. Однако у экспорта на турецкий рынок имеются препятствия, признает депутат. Поставки осуществляются только морским путем, что обходится дороже, чем через трубопроводы.
Однако в то же время не будем забывать, что внушительные объемы российского черного золота доставляются теневым флотом. Отказ Индии переживающей по поводу вторичных санкций, от сотрудничества, может спровоцировать новую волну расширения теневого флота. По мнению Журавлева, это приведет к появлению «креативных форм морского судоходства от аффилированных с РФ компаний»
«Впрочем, пока речь идет про довольно редкие для России высококачественные сорта нефти, которые вряд ли смогут существенно повлиять на общие котировки. Для нас всё же характерна нефть сорта Urals, и вот если с ним начнутся какие-то манипуляции, то вполне возможно и изменение мировых цен на нефть»,
— резюмирует депутат.