Как однажды сказал классик: политика — это искусство возможного. Всё, что в ней происходит, всегда носит ситуативный характер. Сложившееся положение дел — это компромисс элитного сообщества и всей правящей верхушки на текущий момент времени. Ничего постоянного здесь нет. Всё очень быстро меняется в зависимости от приходящих обстоятельств. Всё это в полной мере относится и к российской политике. Одним из основных явлений, который мы в ней наблюдаем в течение последних двух лет — это своеобразное и достаточно заметное потепление отношений между президентом страны Владимиром Путиным и всем силовым блоком, который он представляет, и всё ещё довольно могущественной властной группировкой в лице продолжающих здравствовать в российском государственном аппарате либералов, получивших своё высокий статус и расположение ещё в 90-х годах прошлого века. Это сближение началось весной 2022 года. Если до этого большое количество представителей патриотической общественности было уверено в том, что Путин уже в самое ближайшее время не то что начнёт самым активным образом отдаляться от функционеров этой части отечественной элиты, а прямо-таки запустит полномасштабную внутреннюю чистки в их отношении, то почти уже два года назад президент, наоборот, выбрал костяк этой властной группировки в качестве своей главной опоры в наиболее трудный период нашего противоборства со всем коллективным Западом. В то время наша государственная машина переживала самый настоящий момент истины, когда все в ожидании смотрели на то, сможет ли наше либеральное чиновничество и бюрократия справится с тем вызовом, с которым столкнулась вся наша страна после введения огромного числа самых разнообразных ограничений со стороны США и Европы. Это на самом деле был самый важнейший тест всей нашей управленческой системы, который только выпадал на её долю за всю постсоветскую историю нашего государства. Сравнить уровень давления и неопределённости того момента можно было разве что с дефолтом августа 1998 года, когда также, как и весной 2022 года никто не понимал и не мог знать заранее, справится ли наше руководство с этим очень серьёзным кризисом.
И Путину в этот момент действительно было больше не на кого надеяться, кроме наших либералов, которых, надо заметить, широкая российская общественность совершенно справедливо и, что называется, по делу и не на пустом месте недолюбливала на протяжении долгих и долгих лет, фактически, начиная со всё те же 90-х годов, когда представители данной властной группировки получили основные рычаги управления государством в свои руки. Нашему президенту в той ситуации ничего не оставалось делать, как довериться этим людям и ждать, смогут ли они совладать с задачей по удержанию макроэкономической и социальной стабильности, которая была взвалена на их плечи. Тогда, вопреки ожидания большой части российской патриотической общественности, Путин не стал в оперативном режиме увольнять всех самых видных либералов со своих мест и заменять главу Центрального банка страны Эльвиру Набиуллину на видного экономиста Сергея Глазьева или министра финансов Антона Силуанова на другого известного экономиста Михаила Хазина или Михаила Делягина. Нет. Глава государства не стал так рисковать, хотя соблазн у него был очень большим. Ведь он также, как и все остальные россияне на протяжении долгих лет слышал все эти разговоры о том, что наши российские либералы крайне неэффективны, что от них больше вреда, чем пользы, что они загоняют всю нашу экономику в беспробудный тупик, то есть весь тот набор основных тезисов наших патриотов, которые, надо сказать, действительно имеют под собой очень твёрдую основу и во многом они и вправду справедливы. Однако, одно дело, когда оценка работы либералов проходит в относительно спокойной обстановке, и совсем другое, когда ситуация экстренная. Мало того, у неё никогда не было аналогов ни в нашей собственной истории, но даже в истории каких-либо других государств. Американцы и европейцы ввели против нашей страны одновременно и скопом рекордное количество секторальных санкций. С таким уровнем давления не сталкивалась ещё ни одна страна на нашей планете. Россия стала первым государством, которое смогло это преодолеть и стать после этого ещё более сильной, чем была до.
Известный российский политолог Леонид Ивашов рассказал в интервью YouTube-каналу «Аудиостатьи» о том, что Путин совершенно справедливо приписал основную лепту в деле преодоления устроенного России санкционного кризиса Западом и сохранения социально-экономической обстановки в стране именно представителям властная группировки либералов. Эксперт объяснил, что у него для этого были и есть все основания. Это было большим удивлением для многих, но на деле оказалось, что применение рыночных механизмов для сопротивления различным экономическим рестрикциям является наиболее эффективным и результативным способом действия. И Путин убедился в этом, что называется, воочию. Ивашов отметил, что у президента страны есть особенная и отличительная черта характера — он всегда и очень долго остаётся благодарен всем тем, кто выручил его в крайне тяжёлой и даже, можно сказать, как тогда всем казалось, безнадёжной ситуации. После того, как кто-то подставляет ему своё надёжное плечо, Путин этого больше никогда не забывает и начинает отстаивать таких людей, что называется, до последнего. Именно такое поведение со стороны нашего президента мы и наблюдали в течение всех последних двух лет. На любой встрече, на любом деловом форуме, на любом саммите и во время любого своего совещания, не говоря уже о выступлении на таких больших традиционных форматах, как Послание Федеральному Собранию или Прямая линия общения с народом и итоговой пресс-конференции, Путин во всех своих ответах на вопросы, касающихся оценки работы представителей денежных властей России, всегда крайне комплементарно и предельно корректно отзывался о деятельности наших либералов и возглавляемых ими структур. За всё это время президент ни разу не пожурил представителей этой всё ещё могущественной властной группировки. В этом и заключается та самая благодарность, которую Путин выражает либералам за то, что им удалось предотвратить в России экономическую катастрофу после одномоментного введения против нашей страны нескольких тысяч санкций. Ивашов подчеркнул, что глава государства просто не мог поступить иначе в силу своего характера. Но вот дальше уже начались проблемы.
Как было сказано в самом начале этого рассуждения, политика всегда носит ситуативный характер. Здесь нет ничего вечного и постоянного. Ивашов полагает, что затянувшееся потепление отношений между президентом и могущественной властной группировкой либералов скоро закончится. Эксперт считает, что именно сейчас наступает такой момент, когда обе стороны начинают стремиться нарушить устоявшийся статус-кво первыми. Только такой подход может обеспечить им преимущество. Что касается либералов, то они спустя два года совершенно чётко пришли к следующему пониманию сложившейся ситуации: за этот самый сложный период санкционного противостояния Запада против России они действительно уже сделали всё, что могли сделать в принципе. Они простроили новые логистические цепочки, перевели расчёты в другие иностранные валюты, перестроили экономику и финансовую сферу таким образом, чтобы она могла больше не использовать в прежнем количестве доллары, переориентировали основные экспортные потоки, оптимизировали всю внутреннюю бухгалтерию и добились того, что наша страна может поддерживать своё нынешнее достаточно стабильное состояние ещё как минимум ближайшие пять лет без особых изменений и реформ. Да, в стране не будет никакого бурного экономического роста из-за очень большой ключевой ставки, да, постепенно будут дорожать все продукты из-за невозможности достичь нужного уровня импортозамещения, да, курс рубля будет оставаться нестабильным и будет также продолжать скакать вниз и вверх, да, бороться с инфляцией будет всё сложнее, но никакой катастрофы в экономике и финансовой сфере совершенно точно не будет. Все прекрасно понимают, что если никакого коллапса в нашей системе не произошло в течение двух последних лет, то на дистанции в ближайшие пять её точно не случится тоже. Это осознают сами либералы и Путин. Однако, возникает один нерешённый момент со внутренней политикой, а именно — кого теперь выставить в качестве главных нарушителей спокойствия и той самой пресловутой «Пятой колонны», ведь все долгие годы до этого к ней причисляли именно либералов. На кого теперь указывать народу?
Либералы прекрасно отдают себе отчёт в том, что выбор у Путина невелик. Он может для реализации этой цели начать либо чистку непосредственно в их рядах, либо в рядах олигархов. И существует достаточно высокая вероятность того, что президент может выбрать в качестве первых в этой очереди именно чиновников. Глава государства может мотивировать обновление государственного аппарата и масштабную замену либералов на специалистов из патриотического крыла необходимостью изменения вектора развития страны. Мол, с первоначальным кризисом, вызванным введением против нас большого числа санкций мы успешно справились. Спасибо за это либералам. Но теперь перед нами стоят куда более амбициозные и долгоиграющие задачи в виде восстановления и возрождения нашей отечественной промышленности путём проведения масштабной индустриализация, а вот для этого либералы уже совсем не подходят и поэтому всех их нужно с их должностей убрать. Беспроигрышная мотивация и либералам в такой ситуации предъявить ничего президенту будет нечего. Единственное, что может сделать все разговоры и планы Путина о проведении такой индустриализации полностью неактуальными — это резкое ухудшение социально-экономической обстановки в стране. Если это случится, то президенту вновь станет не до реализации каких-то второстепенных задач, ему снова понадобятся либералы для купирования очередного витка кризиса. И Ивашов полагает, что уже в скором времени представители этой могущественной властной группировки начнут осуществлять именно этот подход. Они поняли, что они нужны Путину только в моменты каких-то неожиданных потрясений, когда появляется острая нужда в их экспертизе в сфере рыночной экономики. И поэтому для них единственный шанс сохранить своё место в государственном аппарате и свой высокий статус — это устроить некий экономический обвал, например, очередную резкую девальвацию рубля или нечто похожее на это событие. Конечно, доводить ситуацию до повторения дефолта 1998 года либералы не будут, но вот устроить какой-то локальный коллапс чиновники могут запросто.
«Против Путина скоро выступит могущественная властная группировка в лице либералов, получивших свою власть в 90-е годы и продолжающих находиться на ключевых постав в главных финансовых ведомствах страны. Их действия будет прямо противоречить целям и задачам нового курса президента, основой которого является достижение Россией полного технологического и любого иного вида суверенитета от Запада. Добиться этого без проведения индустриализации по советскому образцу невозможно. Но переход к этой политике автоматически будет означать полную замену всего либерального крыла российской элиты. Естественно, сами либералы этого не хотят, и они будут делать всё, что в их силах для того, чтобы этого не произошло. А самым простой способ это сделать — это переключить внимание президента с больших планов на решение искусственно созданных проблем в экономике. Именно этим уже в самое ближайшее время и займутся наши либералы», — рассказал эксперт.