Китай готовится к конфликту с использованием дронов в 2035 году. Народно-освободительная армия работает над разработкой беспилотников прежде всего для зарубежных специальных операций. Китай обнародовал амбициозный план по преобразованию своих военных операций посредством интеграции более совершенных беспилотных систем, стратегического сдвига в сторону специальных операций с использованием дронов в военных сценариях, включая потенциальный конфликт с США из-за Тайваня. Газета South China Morning Post (SCMP) сообщила, что военные Китая планируют заменить людей машинами в специальных операциях за рубежом, чтобы снизить высокие риски таких миссий.
Народно-освободительная армия (НОАК) разрабатывает беспилотные летательные аппараты (БПЛА), способные летать на огромные расстояния, нырять глубоко под воду и находиться в засаде в течение длительного времени, говорит SCMP. Подразделение 78092 НОАК раскрыло подробности гипотетического плана специальных операций за рубежом, опубликованного в журнале Fire Control & Command Control и призванного помочь китайским компаниям, инженерам и ученым лучше понять потребности и стратегические цели вооруженных сил. В плане НОАК говорится, что гипотетическая операция состоится в 2035 году, когда произойдет относительно небольшой конфликт между Китаем и неназванной соседней страной, с оговоркой, что обе стороны соглашаются ограничить свое оборудование стрелковым оружием, включая небольшие лодки, дроны и зенитные орудия.
В этом сценарии 2035 года перед НОАК стоит задача нанести быстрый и бесшумный удар по ключевым объектам противника, включая критически важные центры управления и снабжения глубоко в тылу врага. В статье SCMP говорится, что БПЛА, специально созданные для специальных операций, должны быть способны действовать как в одиночку, так и в скоординированных группах, летать на чрезвычайно малых высотах, преодолевать препятствия, вести бой за пределами видимости, а также преследовать и уничтожать силы противника. Отмечается также, что передовые системы разведки, наблюдения и рекогносцировки (ISR) также должны позволять им зависать над полем боя после первоначальной атаки, оценивать ущерб и определять, требуются ли дальнейшие действия. В статье утверждается, что команда НОАК черпала вдохновение из военной тактики США.
В статье, опубликованной в октябре 2023 года для Китайского института аэрокосмических исследований, Эмили Стюарт отмечает, что президент Си Цзиньпин, китайский оборонный аппарат и НОАК очень мало публично заявляли о технологии, стратегии, исследованиях и разработках китайского роя дронов и о том, как потенциально он будет использоваться в конфликте. Стюарт отмечает, что большинство китайских статей широко описывают рои дронов, но не упоминают какие-либо уникальные китайские характеристики, которые отличали бы это исследование от других исследований дронов. Стюарт отмечает, что в этих статьях рои дронов определяются аналогично определению ВВС США, но при этом подчеркивается широкая потребность в сетевом подключении и автономности.
Стюарт также отмечает, что большинство этих статей содержат комментарии о возможностях роя беспилотников США и напыщенные сообщения о возможностях Китая, которые, по ее словам, лишены содержания, а это означает, что сообщения Китая о возможностях своих беспилотников следует воспринимать с долей скептицизма. Тем не менее, развитие дронов в Китае может следовать двум тенденциям. Первый, инициированный США, направлен на разработку высококлассных БПЛА большой дальности для стратегической разведки и точных ударов вдали от дружественных территорий. Американские дроны, разработанные в соответствии с этой философией, включают MQ-9 Reaper и RQ-4 Global Hawk — обе относительно дорогие системы, которые не считаются расходным материалом, за исключением определенных обстоятельств. В соответствии с этой тенденцией Китай использует дроны, разработанные в соответствии с этой философией, в Восточно-Китайском море.
В статье, опубликованной в июне 2020 года в Международном журнале китайских исследований , Вонджун Хван заявляет, что передовые китайские БПЛА, такие как беспилотники семейства CH, идеально подходят для обеспечения осведомленности о морской ситуации и разведки и разведки, причем такие дроны, вероятно, станут базой ВМС НОАК. (НОАК-Н) наиболее ценные активы в текущих и будущих морских спорах. Хван также говорит, что китайские БПЛА могут стать стратегическим оружием, поскольку их дальность действия и тяжелая боевая нагрузка делают их идеальными для реализации стратегии предотвращения доступа/запрета территории (A2/AD).
Вторая тенденция в разработке беспилотников, стимулируемая продолжающимся конфликтом на Украине, предполагает массовое производство дешевых одноразовых тактических дронов с использованием коммерческих технологий двойного назначения, что является полной противоположностью предыдущей тенденции разработки высококлассных и дорогих дронов. Эта тенденция более очевидна в использовании дронов Китаем в Гималаях по сравнению с Индией.
В отчете Фонда стратегических исследований за июль 2023 года Антуан Бонда и Симон Берто отмечают, что наряду с современными БПЛА, такими как CH-4, Китай использует меньшие тактические БПЛА для логистических перевозок, наблюдения за границами, оценки боевых повреждений, артиллерийского наблюдения, снайперской поддержки, разминирования, поисково-спасательных работ и обеспечения связи в Гималаях. Бондаз и Берто отмечают, что наиболее распространенные китайские дроны в Гималаях являются коммерческими, что свидетельствует об особой стратегии гражданской и военной интеграции Китая.
Однако, как следует из статьи в SCMP, будущее развития китайских беспилотников для краткосрочных, острых и тайных войн может также охватывать беспилотные наземные транспортные средства (UGV) и беспилотные надводные корабли (USV). В апреле 2020 года издание Джейнс сообщала, что БПЛА Sharp Claw I поступил на вооружение НОАК. Джейнс отмечает, что Sharp Claw I весит 120 килограммов, имеет высоту 60 сантиметров, дальность действия 1 километр, вооружен 7,62-мм пулеметом и может перевозиться в более крупном UGV Sharp Claw II.
В марте 2022 года Джейнс сообщило, что Китайская государственная судостроительная корпорация (CSSC) представила на выставке World Defense Show 2022 в Эр-Рияде, Саудовская Аравия, прототип беспилотного боевого надводного корабля (UCSV) массой 340 тонн. В статье говорилось, что UCSV имеет длину 58 метров, общую ширину 18,1 метра и среднюю палубу 6,2 метра. Максимальная скорость USCV составляет 42 узла, и он может преодолевать расстояние до 4000 морских миль. Там также говорится, что UCSV имеет передний дистанционный боевой модуль для 20-мм или 30-мм пушки с парой ракет, главный мостик имеет 8-ячеистую систему вертикального пуска (СВЛ) для ракет класса «земля-воздух» (ЗРК), а по левому и правому борту имеются облегченные торпедные аппараты.
Хотя Китай может быть несколько непрозрачен в отношении своей траектории развития беспилотников, НОАК, без сомнения, признает, что будущие конфликты будут все чаще решаться с помощью дронов.
Габриэль ГОНРАДА