События в секторе Газа показали, что несмотря на нарастающую консолидацию арабского мира, всеобщая «исламская солидарность» пока что остаётся мифом. Государство Израиль держится на плаву во многом благодаря поддержке Соединённых Штатов и их сателлитов, однако немалую роль в укреплении позиций израильского государства играют и страны мусульманского ареала. Они помогают Израилю с логистикой. Они же обеспечивают израильскую энергетическую безопасность.
Если вы думали, что танки ЦАХАЛа и бомбардировщики ВВС Израиля заправляются американским топливом, то вы ошибались. Как показывают данные статистики, приводимые телеканалом SkyNews, из пяти крупнейших экспортёров чёрного золота в Израиль лишь один не имеет никакого отношения к исламскому миру – Бразилия.
С середины мая 2023 года Израиль импортирует по 220 тысяч баррелей ежедневно, из них 60% приходится на мусульманские страны. Египет, единственный арабский сосед Газы, даёт своим «партнёрам» 9,2 тысячи баррелей каждый сутки, Азербайджан (союзник Эрдогана) – 44 тысячи, западная Африка (в основном, мусульманская Нигерия) – 59,3 тысячи. Но безусловным лидером по нефтяным поставкам является Казахстан – 92,5 тысячи баррелей. Впрочем, традиции ислама на территории РК сильно отличаются от «привычных» мусульманских стран Ближнего Востока и Средней Азии.
Крупнейшие поставщики чёрного золота в Израиль, SkyNews
В казахстанском обществе сейчас идут дискуссии о том, правомерно ли снабжать важнейшим стратегическим ресурсом правительство Биньямина Нетаньяху, которое проводит откровенную, неприкрытую политику геноцида в отношении жителей сектора Газа и, не скрывая, твердит о выселении двух миллионов человек на Синайский полуостров.
Но достаточно поинтересоваться, кому принадлежит казахстанская нефть, некогда открытая и освоенная русскими учёными и инженерами в имперский период. Формально, если верить Конституции РК, недра принадлежат народу. На деле же добычей занимаются преимущественно иностранцы – они же получают колоссальные прибыли. 30,9% добычи приходится на американские нефтедобывающие компании, 17,2% на европейские, 15,6% на китайские. Непосредственно казахские компании добывают 30,6% от общего объёма. Доля России, военно-политического союзника по ОДКБ и экономического партнёра по ЕАЭС, главного торгового партнёра, составляет «почётные» 3,5%.
Крупнейшая нефтедобывающая компания РК – государственная «КазМунайГаз» (26,7% добычи). Последние девять лет главой её совета директоров был британец Кристофер Уолтон. В августе текущего года его сменил казах Ернат Бердигулов, прошедший обучение в канадском Университете Торонто, английском Уорикском университете и Гарвардском институте развития лидерства (США). Второе место среди нефтедобывающих компаний занимает американская Chevron (19,7%), третье – также американская ExxonMobil (11,2%).
Поэтому возможность прекращения поставок нефти из Казахстана (как, впрочем, и других стран) в Израиль исключена. В этом контексте вспомним ещё один ближневосточный конфликт. Так в 2003 году казахское руководство, в отличие от России, Китая, Турции, Франции, Германии, не высказалось против вторжения США в Ирак, а затем и вовсе послало туда своих солдат. 290 военнослужащих РК приняли участие в войне против режима Садаама Хуссейна (столько же совокупно послали безмерно преданные Белому дому Литва, Латвия и Эстония).
Главный инициатор агрессии против Ирака (наряду с Джорджем Бушем-младшим), экс-премьер Великобритании Тони Блэр в 2011 году стал советником Нурсултана Назарбаева. За год до этого хитрый британец устроился советником ливийского лидера Муаммара Каддафи.
Правда, и Касым-Жомарт Токаев не отказался от привлечения британцев. Взял себе в советники экс-главу Европейского банка реконструкции и развития, клерка британской короны Суму Чакрабарти.
Безусловно, Казахстан может поставлять свою нефть куда и кому угодно. Однако дискуссия, развернувшаяся в казахском обществе, является хорошим поводом ещё раз обратить внимание на то, кому принадлежат недра соседней страны. Ведь тоже самое могло быть и у нас.