Президент Франции Эмманюэль Макрон едет в Казахстан, о чём он сообщил ранее в телеграмме, направленной лидеру страны Касым-Жомарту Токаеву с поздравлениями по случаю Дня Республики. В ней Макрон заявил, что цель начинающегося 1 ноября вояжа – дальнейшее укрепления отношений и развитие партнёрства.
Повестку будущих переговоров главы Пятой республики с казахстанскими властями донёс в Ак-Орду министр внешней торговли Франции Оливье Бешт. В ходе своего майского визита в Астану он встретился с президентом Токаевым, а также «с министрами иностранных дел, национальной экономики, энергетики и сельского хозяйства, а также с председателем фонда национального благосостояния Самрук-Казына».
Французского министра сопровождала внушительная бизнес-делегация, а ещё раньше в Казахстане побывали представители тридцати французских компаний во главе с MEDEF International − основной профессиональной ассоциацией французских предпринимателей. Особое внимание уделялось гипотетическому сотрудничеству двух стран в сфере атомной энергетики.
Приехавшие в Казахстан вместе с Оливье Бештом представители французской государственной компании Électricité de France (EDF) рассказали, что «EDF, как потенциальный партнер Казахстана по проекту строительства первой атомной электростанции (АЭС), поддерживает разработку внутренней программы, то есть производства ядерного топлива для этой АЭС внутри республики».
4 октября 2023 года в Министерстве энергетики РК под председательством Б. Ауетаева состоялось очередное заседание Общественного совета по вопросам топливно-энергетического комплекса, где обсуждались вопросы атомной отрасли. Были рассмотрены вопросы по проекту строительства АЭС в Казахстане.
В качестве потенциальных поставщиков рассматриваются компании «CNNC» (КНР, реактор HPR-1000), ГК «Росатом» (РФ, реакторы ВВЭР-1200, ВВЭР-1000), «KHNP» (Южная Корея, реактор APR-1400) и «EDF» (Франция, реактор EPR1200).
26 января 2023 года «министр энергетики Болат Акшолаков встретился со старшим вице-президентом EDF по развитию новых международных ядерных проектов Вакисом Рамани для переговоров о двустороннем сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии».
Предложение EDF по реактору ЭПР-1200 в качестве первой атомной электростанции в Казахстане было одним из «ряда ключевых вопросов», обсуждавшихся на встрече.
Что из себя представляет французский реактор ЭПР-1200?
EPR – тип водо-водяного ядерного реактора поколения 3+. Спроектирован и разработан в 2001-17 годах французскими компаниями Areva NP, EDF и германской компанией Siemens. Первоначально, эта конструкция реактора называлась European Pressurised Reactor (Европейский герметизированный реактор), позже получила новую расшифровку аббревиатуры – Evolutionary Power Reactor (Развитой энергетический реактор).
Строительство первых двух реакторов типа EPR началось 2005 году на АЭС Олкилуото в Финляндии и в 2007 году на французской АЭС Фламанвиль. Финский реактор в апреле 2023 года был запущен с просрочкой на 14 лет. Реактор во Фламанвиле стал символом французского атомного долгостроя.
Французы сумели таки достроить два реактора типа EPR для китайской АЭС Tайшань. Два реактора EPR с декабря 2018 года строятся на АЭС Хинкли-Пойнт в Великобритании, планируемый срок завершения – 2026 год.
В декабре 2017 года СМИ Гонконга сообщили, что один из компонентов энергоблока треснул во время тестирования и требует замены.
Компания EDF все же признала наличие серьёзных трудностей при создании конструкции EPR. В сентябре 2015 года она объявила о начале работ над проектом реактора «Новая модель», строительство которого будет якобы проще и дешевле.
В 2013 году руководитель производства и инжиниринга EDF Эрве Машено заявил, что компания утратила свое доминирующее положение на международном рынке в области проектирования и строительства атомных электростанций. Было объявлено, что EDF рассматривает возможность проектирования двух новых реакторов меньшей мощности – 1500 и 1000 МВт. Машено также заявил, что требуется анализ того, как улучшить конструкцию EPR, чтобы снизить его цену и включить постфукусимские требования безопасности.
В 2020 году министр энергетики Франции Элизабет Борн объявила, что правительство не примет решение о строительстве каких-либо новых реакторов до тех пор, пока не будет запущен реактор Фламанвиль-3, строительство которого ввиду возникших технических трудностей продолжалось уже 13 лет.
В апреле 2008 года французское управление по ядерной безопасности (Autorité de sûreté nucléaire – ASN) сообщило, что четверть проверенных сварных швов вторичной защитной оболочки реактора Фламанвиль-3 не соответствуют нормам и что в бетонном основании были обнаружены трещины. EDF заявила, что по этим вопросам был достигнут прогресс, однако 21 мая ASN приказал приостановить заливку бетона на этом участке. Через месяц работы по бетонированию возобновились после того, как ASN одобрило план корректирующих действий EDF. В 2015 году на верхней и нижней частях корпуса реактора был обнаружен производственный брак – повышенное содержание углерода в стали, что снижает прочность корпуса ниже заложенной нормы и повышает возможные риски безопасной работы третьего реактора АЭС Фламанвиль. Пуск третьего энергоблока систематически переносится вправо и ни кто во Франции не может сказать, когда это злосчастный реактор будет сдан в эксплуатацию.
Похоже, строить новые АЭС без брака и превышения сроков и смет французы разучились. Последний проект АЭС – два введенных в строй блока АЭС «Фламанвиль» и один строящийся – сопровождались серьёзными авариями. Запуск третьего блока постоянно откладывается. Смета давно переросла саму себя, сроки сдачи объекта в эксплуатацию растягивались и неоднократно переносились. Строящая новый реактор компания Framatomeнедавно заявила, что он будет запущен не ранее первого квартала 2024 года, но отраслевые аналитики сомневаются в этом.
Как показала практика, строить EPR сложно, долго и дорого. Проект «Фламанвиль-3» является безнадежным долгостроем вследствие обнаружения дефектов и проблем при строительстве. В апреле 2016 года компания ASN объявила, что в стали реактора были обнаружены дефекты, затем были обнаружены восемь дефектных сварных швов в паропроводах, проходящих через двухстенную защитную оболочку реактора, и, наконец, недавно было объявлено о необходимости замены крышки корпуса реактора.
Мы не будем задавать риторический вопрос, с какой такой стати Казахстану строить свою первую АЭС на основе не оправдавших себя технологий французских атомщиков, потому что ответ на него не является каким-либо секретом.
Строительство в Казахстане французского ректора проталкивает Евросоюз, одним из гегемонов которого является Пятая республика.
Если казахстанские власти уступят давлению ЕС и запустят французов в свой «атомный огород», можно ждать вестей не только о долгострое и финансовых трудностях, о трещинах в сварных швах, крышке реактора, и прочих технических проблемах на атомной стройке. Возможно, последуют также массовые демонстрации протеста местных экологистов и пещерных националистов, которые не упустят случая поплясать на костях незадачливых чиновников, сделавших ставку на хромую лошадку мировой атомной энергетики.
Владимир Прохватилов, старший научный сотрудник Академии военных наук