На правительственном совещании по подготовке проекта федерального бюджета на 2024 и плановый период 2025-2026 гг Министерство экономического развития, находящееся под кураторством первого вице-премьера Андрея Белоусова, представило свое видение развития ситуации в экономике в ближайшие годы.
Если говорить кратко — прогноз Минэка в корне отличается от тех раскладок, которые рисует ведомство Набиуллиной. Действительно, сейчас мы получаем уникальную ситуацию, когда цифры правительства и ЦБ не просто не совпадают, но и прямо противоречат друг другу, ведь если проанализировать все показатели, то мы увидим ряд взаимоисключающих прогнозов.
Разберем их подробнее. По мнению правительства ВВП в этом году вырастет на 2,8%, в 2024 и 2025 — на 2,3%. Отмечу, что цифра в 2,3% — нижняя граница, ведь кабмин в свои прогнозы традиционно закладывает консервативные показатели. Подобное косвенно говорит, что правительство Мишустина при благоприятном стечении обстоятельств предполагает выход на темпы роста в 3-3,5%.
В это же время Центробанк рисует в этом году рост экономики в 1,5-2,5%, в следующем — 0,5-2,5%, в 2025 — 1-2%. Думаю, многие при прочтении обратили внимание на неадекватно широкий диапазон, который предусматривает ведомство Набиуллиной. Я с таким же успехом могу спрогнозировать курс доллара в следующем году в диапазоне 50-150 рублей. Утрирую, конечно, но кардинально суть не меняется.
Впрочем, подобное говорит о некомпетентности соответствующих департаментов Банка России, которые не могут дать более точную оценку даже на этот год, сохраняя широкий диапазон в 1,5-2,5%. А что касается следующего года (диапазон 0,5-2,5%) — это вообще смех.
Однако даже эти цифры показывают пессимистичный настрой Банка России, ведь если взять усредненную оценку, то получается следующее:
- 2023: правительство — 2,8% / Центробанк — 2%
- 2024: правительство — 2,3% / Центробанк — 1,5%
Разница существенная. Впрочем, особо удивляться подобному не стоит. Любая аналитика, в том числе, прогноз показателей, строится на определенной методике.
Для лучшего понимания. Как считает цену на нашу нефть британский Argus, данными которого по утверждению Минэка оперирует Минфин? Агентство проводит опросы экспортеров нефти в балтийских и черноморских портах России, далее прибавляет стоимость страховки и фрахта до портов Роттердам и Аугуста. Небольшая поправка — в указанные порты наша нефть с декабря прошлого года не поступает.
То есть, здесь мы имеем виртуальный показатель, а реальный (экспорт в Китая или Индию) агентство Argus не учитывает вообще. Точнее, соответствующие расчеты делаются, но за основу расчета налоговой базы Министерством финансов не берутся.
Практически тоже самое мы имеем и здесь. Центробанк оперирует архаичными либеральными методичками, написанными в МВФ ещё 20-25 лет назад. В ведомстве Набиуллиной наивно полагают, что раз они задрали ключевую ставку, то нанесли настолько серьезный удар по росту экономике, что нижний диапазон проходит по смешным 0,5-1,5%.
Действительно, удар по экономике ЦБ нанес серьезный. Можно даже сказать, что их было два. Первый — полное попустительство девальвации. Второй — неадекватный рост ключевой ставки. И, конечно, это не может позитивно сказаться на экономическом развитии страны.
Однако в правительстве в гробу видали привнесенные Западом методики. Мишустин выдвинул лучший ответ на вредительскую политику Банка России — увеличение расходов бюджета и увеличение расходов на поддержку реального сектора.
В результате в этом году рост инвестиций в реальном выражении составит 6%, в в 2024-2026 — 3%. Но это, повторю, минимум.
Впрочем, не все так гладко. Имеется риск того, что Центробанк может ещё сильнее ужесточить ДКП, в очередной раз повысив ключевую ставку. Обосновывать это будут придуманным ими же «перегревом» экономики. Хотя в правительстве дали ясно понять, что «перегрева» нет, а имеется самое настоящее развитие внутреннего рынка:
Рост инвестиционной активности позволит в среднесрочном периоде удовлетворять растущий потребительский спрос. Сам по себе спрос будет обеспечен прежде всего за счёт роста реальных денежных доходов населения
Получается ещё одна вилка. В кабмине своей главной целью ставят рост предложения за счет наращивания выпуска товаров и услуг реальным сектором, а в Центробанке предпочитают гасить спрос через ужесточение ДКП. Это ещё одно неразрешимое противоречие, когда одна структура работает на развитие, другая — на деградацию. Впрочем, это лучше, чем было в период 2014-2019 гг, когда на развитие не работал никто.