Вчера Михаил Мишустин провел больше совещание по подготовке проекта бюджета на 2024 и плановый период 2025-2026 гг. Могу с уверенностью сказать — что оправдались лучшие ожидания. Пожалуй, впервые в истории современной России мы получаем самый настоящий бюджет развития, где нет места никому не нужной экономии, «секвестров» и прочее. Именно федеральный бюджет стал ещё в 2020 году основным инструментом правительства при управлении экономикой. И именно сейчас он набирает такую мощь, что мы получим ещё лучший результат, чем правительство показало за предыдущие четыре года.
Теперь к конкретным параметрам. В 2024 году расходы бюджета составят 36,6 трлн рублей при доходной части в 35 трлн. Это главная новость, поскольку до настоящего момента был риск того, что в номинальном выражении расходы бюджета будут стагнировать на уровне 30 трлн рублей, а в реальном — падать. Дефицит в 1,6 трлн рублей (0,9%) является вполне адекватным и, главное, управляемым.
Повторю свой тезис, который озвучиваю ещё с момента бюджетных профицитов. Для государства профицит бюджета не допустим. Это в коммерческих компаниях профицит доходов и расходов означает прибыль. В это же время у правительства нет задачи получения этой самой прибыли. А если соответствующие министерства и ведомства не знают, как распорядиться «лишними» деньгами — то встает вопрос об их компетенции.
Дефицит предполагается компенсировать за счет осуществления внутренних займов. Антон Силуанов заявил, что их объем составил 4 трлн рублей ежегодно. Правда, скорее всего, глава Минфина оговорился. Скорее всего, озвученная цифра — объем на трехлетку, поскольку при дефиците бюджета в 0,9% ВВП нет смысла занимать в полтора раза больше.
Опять, ранее я критиковал излишне крупные займы Минфина, однако 4 трлн рублей на три года (если это, действительно, так) выглядят вполне адекватно, поскольку не повышают долю расходов бюджета на обслуживание долга. Именно это является главным, а отнюдь не отношение госдолга к ВВП. Однако остается открытым вопрос, на каких условиях будут осуществляться заимствования и будут ли по-прежнему щедро «дотироваться» таким образом банки. Думаю, правительству необходимо рассмотреть возможность покупки ОФЗ за счет средств Фонда национального благосостояния по приемлемым условиям. Такая возможность имеется.
Далее. В 2024 году на поддержку промышленности будет направлено 2,7 трлн рублей. Сумма колоссальная. Отмечу, что здесь речь идет именно о гражданском секторе, а не о ВПК, который проходит отдельной строкой. Инструменты поддержки реального сектора экономики за счет денег казны доказали в предыдущие годы свою эффективность и показывают результат. Практику однозначно необходимо расширять, что и предполагается делать.
Объем Фонда национального благосостояния, по словам Силуанова, на конец 2024 года составит 6,7 трлн рублей. Опять, скорее всего глава Минфина оговорился. Данная сумма будет составлять ликвидную часть, так как на 1 сентября 2023 года общий объем ФНБ был равен 13,7 трлн рублей (ликвидная — 7,25 трлн). При этом с августа возобновилось поступление нефтегазовых сверхдоходов в объеме в несколько сотен миллиардов рублей в месяц. Очевидно, в 2024 году эта тенденция никуда не уйдет, и по итогам мы получим минимум 1,7-2 трлн рублей нефтегазовых сверхдоходов.
Однако Силуанов обозначил цифру в 6,7 трлн рублей. Что это означает? Очень просто. Это означает окончательный конец неоколониальному бюджетному правилу имени Алексея Кудрина. Нефтегазовые сверхдоходы, конечно, будут поступать в ФНБ, однако затем правительство будет моментально инвестировать их в проекты реального сектора экономики целевым способом. Во всяком случае, именно такой вывод можно сделать из стенограммы совещания.
Теперь что касается прогнозов. В этом году ВВП вырастет на 2,8%, полностью компенсировав небольшую просадку прошлого года и, даже, показав плюс по сравнению с 2021 году. Далее в 2024 и 2025 гг правительство прогнозирует рост ВВП на 2,3%. Впрочем, это, опять, первичная оценка, которая, как это показывает опыт, всегда оказывается заниженной. И, судя по всему, Мишустин всерьез рассчитывает выйти на 3-3,5% роста в год.
Однако сдерживающим фактором остается неадекватная денежно-кредитная политика Банка России. В правительстве её в очередной раз мягко раскритиковали через Максима Решетникова:
Считаем, что текущий бюджетный и кредитный импульс перейдёт и на следующий год, но заложенный в итоговую оценку темп, конечно, ниже, чем был бы без текущего ужесточения денежно-кредитной политики. То есть это мы учли в прогнозе
В общем, при нынешней ДКП Центробанка (ставка 13% плюс другие ограничения) минимум, на который рассчитывает правительство, составляет 2,3% в год. При смягчении ДКП однозначно будет больше.
Таким образом, проект федерального бюджета имеет ярко выраженную инвестиционную направленность. Правительство продолжит активно поддерживать реальный сектор экономики, наращивая бюджетные вложения. И это нельзя не приветствовать. В настоящем материале я сделал общий разбор бюджетной темы, но она, разумеется, слишком масштабная. Поэтому в ближайшие недели и месяцы ей будет посвящена не одна публикация.
Что касается информации издания Bloomberg о росте военных расходов до >10 трлн рублей, то официального подтверждения этому пока что нет. Однако я рассчитываю, что данная информация соответствует действительности. Главная цель России в текущий момент предельно понятна. Но и одновременно работа правительства позволяет сформировать такой бюджет, чтобы хватило на все необходимые направления.