Вот уже третьи сутки в воздушном пространстве над Россией летает борт Ил-80 (в НАТО его называют Maxdome). Разработанный в конце 80-х годов прошлого века в КБ Ильюшина на базе авиалайнера Ил-86 самолёт является воздушным командным пунктом генштаба Вооруженных сил Российской Федерации. Впервые о парящем Ил-80 сообщил ТГ-канал «Оперативная линия».
Авторы проинформировали общественность, что ещё 7 сентября борт выполнил рейс Москва-Мурманск-Москва. Спустя два дня Ил-80 вновь вылетел из российской столицы и направился во Владивосток. Не исключено, что после ремонта российский борт мог проходить проверки в различных условиях, в том числе и на отличающихся воздушных трассах. Либо же Ил-80 мог пройти модернизацию навигационной или любой другой специальной аппаратуры, которой оснащается борт.
В отличие от практически ежедневных спецвылетов американских самолётов управления и связи Е-6В Mercury, проходящих в довольно прозрачном режиме, рейсы Ил-80 зачастую окутаны тайной. Утверждать, что российский борт отрабатывает какие-то свойственные исключительно ему задачи – не представляется возможным.
Между тем указанные полезные образцы отечественной авиатехники называют ещё «самолётами Судного дня». В России есть 4 единицы таких воздушных судов. Помимо управления войсками в условиях ядерного конфликта, первые лица государства на борту Ил-80 могут также связываться с подлодками, расположенными в глубинах Мирового океана.
Стоит отметить, что в конце 2020 года на аэродроме «Таганрог-Южный» злоумышленники стащили элементы устаревшей аппаратуры с одного из Ил-80. После такой резонансной кражи инженеры из научно-производственного предприятия «Полет» незамедлительно приступили к модернизации систем связи российского спецборта, путём внедрения передовых информационных технологий с конечной задачей повышения надежности управления силами ВС РФ.