В ходе вчерашнего совещания у Владимира Путина с отчетом о проделанной работе выступил глава правительства Михаил Мишустин. Охарактеризовать доклад можно следующими словами: сложно, но пока что тянем. И, действительно, правительство к настоящему моменту показало лучший вариант из возможных. Но самое главное — это даже не преодоление кризисных явлений, а выход экономики на траекторию роста.
Но трубить в фанфары не нужно. Впереди более сложная работа, которая связана с решением не ситуативных, а уже стратегических вопросов. Таких, как решение проблемы дефицита высококвалифицированных кадров, обеспечение технологического суверенитета, ускоренное развитие высокотехнологичных и несырьевых секторов.
Сначала о цифрах. По итогам первого полугодия рост ВВП составил 1,5%. Во втором квартале — 4,9%. Опережающими темпами растет обрабатывающая промышленность: плюс 6,2% и 11,3% соответственно.
Да, на 2/3 рост обусловлен разгоном ВПК. Однако данный сектор является одним из наиболее технологичных и генерирует по цепочке значительный мультипликативный эффект. К слову, в настоящий момент американцы пытаются возродить свой реальный сектор экономики, в том числе, за счет разгона ВПК.
Однако мы имеем рост и по приоритетным направлениям. Например, по выпуску радиоэлектронного оборудования это плюс 30%, по электрическому оборудованию — плюс 22%, по станкостроению — плюс 35% и т.д.
Конечно, во многом такие показатели обусловлены низкой базой. И не предыдущего года, а прошлого периода, когда мы имели значительную недозагрузку производственных мощностей. Она сохраняется и сейчас. Например, предприятия по производству промышленных роботов выпускают только четверть от возможного количества.
Однако, как написано выше, не стоит полагать, что у правительства всё получилось, и подобный темп неизбежно будет сохранен. Уверенно пройден пока что первый этап.
Необходимо отметить создание Мишустиным эффективного механизма финансирования промышленности. Был разработан ряд инструментов, которые позволяют, с одной стороны, обеспечить предприятия достаточным количеством финансовых ресурсов, с другой — добиться их максимально эффективного использования.
В качестве примеров можно привести кластерную инвестиционную платформу, промышленную ипотеку, перезапуск СЗПК и СПИКов, работу Фонда развития промышленности и, конечно, активное использование средств Фонда национального благосостояния. На подходе новые инструменты. Такие, как новая модель инвестиционного налогового вычета, специальная таксономия высокотехнологичных проектов и т.д.
Но большинство этих инструментов естественным путем были адаптированы под соответствующий уровень ключевой ставки. Сейчас, когда ЦБ задрал ставку до 12%, объемы необходимого субсидирования со стороны бюджета по ряду программ выросли в 2 раза.
Например, возьмем кластерную инвестиционную платформу. Участники программы получают льготное кредитование исходя из расчета 30% от уровня ключевой ставки плюс 3%. То есть, если ранее при ставке в 7,5% правительство субсидировало около 4% от процентной ставки, то теперь оно будет вынуждено субсидировать порядка 7,5%. Учитывая то, что ресурсы бюджета ограничены, придется отсеивать желающих участвовать в программе.
Естественно, финансовый вопрос является ключевым при привлечении инвестиций в капиталоёмкие отрасли. Мишустин их обозначил: станкостроение, транспортное и энергетическое машиностроение, химическая промышленность, двигателестроение, авиапром, судостроение, автопром, производство медицинских изделий и лекарственных препаратов.
Другие важные направления — рынок труда и повышение производительности труда. Недостаток квалифицированных кадров является одним из главных препятствий на пути развития реального сектора экономики. Проблему не зальешь деньгами и не решишь за один-два года. Требуется системная работа.
Дефицит специалистов предполагается решать следующими способами.
Во-первых, правительство занимается подготовкой и переподготовкой квалифицированных кадров. Запущена программа «Профессионалитет», которая уже показала свою эффективность. Она предполагает совместную работу правительства, образовательных учреждений и предприятий реального сектора по целевой подготовке тех специалистов, которые востребованы в экономике.
В ближайшие годы будет подготовлен миллион специалистов для промышленности. Отдельно выделю, что речь идёт именно о целевой подготовке. Определены потребности предприятий, проводится целевой набор. По окончании обучения гражданам гарантировано трудоустройство по специальности.
Во-вторых, правительство намерено обеспечить ускоренный рост производительности труда, что позволит сократить низкопроизводительные и низкоквалифицированные рабочие места. Здесь функционирует профильный институт развития — Федеральный центр компетенций, который помогает предприятиям повышать производительность труда через автоматизацию и роботизацию производств.
В программе принимают участие более 5 тысяч предприятий. У них рост добавленной стоимости растет на 5% выше, чем в целом по экономике (24% против 19%). Работа по повышению производительности труда будет масштабироваться.
Отдельно отмечу, что говоря о такой важной проблеме как дефицит кадров, Мишустин ни разу не заявил, что необходимо завозить в страну мигрантов. Наоборот, усилия правительства нацелены на внедрение технологий и создание высококвалифицированных рабочих мест, что позволяет снизить потребность в трудовых ресурсах.
В целом, на текущий момент можно констатировать, что правительство своих целей достигает, задачи выполняются. Но впереди работа предстоит более сложная. Надеюсь, результат будет достигнут.