Согласно экспертным оценкам, ожидается, что цены на бензин в России будут продолжать свой восходящий тренд к концу лета. Это связано с несколькими факторами.
Как изменятся цены на бензин в России к концу лета?
Согласно данным Росстата, с 26 июня по 3 июля 2023 года средние потребительские цены на бензин в России выросли на 14 копеек и достигли отметки в 52,3 рубля за литр. По информации агентства, цены на бензин марки АИ-92 также увеличились на 14 копеек и составили 48,46 рубля за литр. Отмечается, что средняя стоимость бензина марки АИ-95 увеличилась на 16 копеек и составила 52,88 рубля за литр, в то время как цена на бензин марки АИ-98 выросла на 11 копеек до 63,26 рубля за литр. Дизельное топливо также подорожало на 7 копеек и достигло отметки в 58,38 рубля за литр.
Причин роста розничных цен на бензин довольно много, как отмечает генеральный директор ООО «Альфа-Форекс» Гузель Проценко. Во-первых, сокращение со стороны правительства субсидий нефтяным компаниям по демпферу. Это приводит к тому, что компании больше мотивированы экспортировать нефть, а не перерабатывать ее на внутренних НПЗ.
Во-вторых, плановые летние ремонты мощностей НПЗ. В это время, нефтеперерабатывающие заводы вынуждены останавливать свою работу для проведения необходимых технических работ. Это сокращает объем переработки нефти и, как следствие, увеличивает спрос на бензин и его цену.
В-третьих, возобновление роста мировых цен на нефть при одновременном сокращении дисконта Urals к Brent. Это означает, что разница в цене между нефтью марки Urals, которая добывается в России, и нефтью марки Brent, используемой в международной торговле, сокращается. Такая ситуация мотивирует нефтяные компании экспортировать сырье, а не перерабатывать его на внутренних НПЗ.
Все эти факторы в совокупности приводят к росту розничных цен на бензин. Потребители сталкиваются с увеличением стоимости топлива и должны быть готовы к последствиям.
— Ситуация на топливном рынке сложилась неоднозначная. С одной стороны, биржевые цены растут. С другой, бюджет страны идёт с отставанием, правительство сворачивает некоторые регуляторные механизмы. На руку играли и запасы топлива, созданные на НПЗ в преддверии ремонтного сезона. Однако сейчас всё поменялось. Правительство вернулось к идее квот на экспорт топлива, нефтяные компании же, наоборот, стремятся экспортировать свою продукцию. В итоге получается, что одни механизмы перестали работать, другие — ещё не запущены, и розница вполне ожидаемо отреагировала ростом цен, — отметил частный инвестор, основатель Школы практического инвестирования Фёдор Сидоров.
Специалисты ищут решение стабилизировать рынок
Правительство и Федеральная антимонопольная служба принимают активные меры для стабилизации рынка нефтепродуктов. Одно из предложений, которое они рассматривают, заключается во введении квот на экспорт топлива и регулировании объемов поставок бензина на внутренний рынок. Эти меры направлены на увеличение предложения и постепенное снижение цен на бензин.
Однако, рынок нефтепродуктов является непрозрачным, что затрудняет определение истинных причин изменения стоимости топлива. Поэтому правительство стремится найти решения и разработать механизм регулирования цен, который позволит рынку функционировать самостоятельно без резких колебаний, как пояснил Владислав Антонов, представитель правительства.
Исторические данные свидетельствуют о том, что цены на бензин регулярно повышаются каждый год на 7%. Это объясняется наличием инфляционной модели, которую невозможно исключить из экономики. Следовательно, можно ожидать, что цены на бензин будут постепенно расти вместе с инфляцией. Учитывая также ослабление рубля, можно предположить, что цены на бензин будут увеличиваться на 0,5% ежемесячно.