Очень многие политологи связывают большинство глобально-российских событий (от посадки Навального до СВО) с тем, что Владимир Путин собирается баллотироваться на свой очередной президентский срок. Я не буду сейчас обсуждать события в стране под этим углом зрения, а просто немного порассуждаю о президентских сроках нынешнего главы государства. К слову, если посчитать, то этот срок — после 2024-го — формально будет для Владимира Владимировича шестым. Ну, первым был небольшой промежуток времени — всего в полгода, когда Владимир Путин был лишь исполняющим обязанности президента — с тридцать первого декабря 1999 года по седьмое мая 2000-го, когда Путин официально после выборов двухтысячного года вступил в должность президента и принёс присягу на печатном экземпляре Конституции России.
А вот с седьмого мая 2000-го начался отсчёт формально первого срока. Потом был второй срок, начавшийся после выигранных Владимиром Путиным «в одну калитку» выборов в марте 2004 года. Да, тогда президента избирали всего на четыре года — сейчас как-то не очень в это верится. За нынешнего президента тогда проголосовало почти три четверти от принявших участие в выборах, и ни о каких даже намёках на второй тур не было и речи.
В 2008 году Путин не стал баллотироваться. Как это ни забавно сейчас звучит, сделать ему это прямо запрещала Конституция РФ. Да, та самая, на которую Путин положил руку во время произнесения своей присяги. Пункт 3 Статьи 81 гласил:
Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.
А так как Путин занимал уже два срока пост «гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина», то на выборы он не пошёл, поддержав Дмитрия Медведева. К слову, Медведев тогда чуть было не превзошёл предыдущий результат своего старшего товарища. У Путина в 2004-м был 71 процент, а у Дмитрия Анатольевича в 2008 — больше 70. А в абсолютных цифрах Медведев своего наставника и учителя даже превзошёл — за него проголосовало 52 530 712 избирателей, а за Путина на предыдущих выборах на три миллиона меньше — 49 565 238. Из этого, разумеется, не следует никаких скоропалительных выводов — исключительно констатация факта.
Президентство Медведева пронеслось как-то, на мой взгляд, очень быстро. Запомнилось оно войной в Грузии ну и, может быть, ещё отменой перевода стрелок часов и перехода страны на «летнее» время, введя на весь год время «зимнее». Кстати, как мне кажется, очень правильное было решение, жаль, что следующий новый-старый президент это неплохое решение отменил чуть ли не первым своим указом.
Да, новым президентом после Медведева стал опять Путин. Впрочем, вряд ли был хоть один человек в России, сомневающийся в этом еще в 2008-м, когда в это кресло сел Медведев. И в 2012 году у Путина начался очередной президентский срок. Причём, по счёту он был опять первым — Конституционный суд подтвердил, что отсчёт теперь надо вести заново. И срок этот увеличился с прежних четырёх лет до теперешних шести. Надо отдать должное Путину, срок был увеличен не по его инициативе — это сделал всё тот же Медведев. Ну и это изменение Путин, став снова президентом, уже отменять не стал. В отличие от перехода на «зимнее время».
Следующие выборы Путин — в 2018 году — выиграл легче всех предыдущих. Он набрал наконец-то больше «медведевских» голосов как в процентном соотношении — за него проголосовало 76,7 % избирателей, так и в абсолютном — почти 56,5 миллиона человек. Формально это был опять второй, и последний (согласно Конституции) срок, но в 2020-м году в России прошёл референдум по внесению изменений в основной Закон государства. Изменений вносилось более десятка, но в контексте данного материала интересна поправка, внесённая депутатом Госдумы Валентиной Терешковой. Она предложила буквально следующее:
…убрать ограничения по числу президентских сроков из Конституции, или — если этого потребует ситуация и, самое главное, если этого захотят люди — заложить в законе возможность для действующего президента вновь избираться на эту должность…Это гарантия устойчивости как внутри страны, так и по её внешнему контуру.
Референдум прошёл в течение недели — с двадцать пятого июня по первого июля, в нём приняло участие 68 процентов избирателей. На вопрос: «Вы одобряете изменения в Конституцию Российской Федерации?» почти 78 процентов ответило положительно. Теперь к конституционной статье, ограничивающей нахождение одного лица в должности президента двумя сроками, появилось примечание:
Положение части 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента Российской Федерации, применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента Российской Федерации, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции Российской Федерации, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность Президента Российской Федерации в течение сроков, допустимых указанным положением.
И вот, по букве и духу этого примечания (да и всей Конституции), у Владимира Путина сейчас идёт не пятый срок (если считать с девяносто девятого года) и не второй (считая с 2012-го), а, в общем-то, нулевой. А вот следующий, если он конечно, будет баллотироваться, ну а затем если победит, и будет его ПЕРВЫМ президентским сроком. Такая вот простая арифметика с небольшой долей высшей математики.
Впрочем, буквально вчера его пресс-секретарь Дмитрий Песков заявил, что Владимир Владимирович ещё не принял никакого решения относительно выборов 2024 года. Так что пока ждём…