Сегодня нас огорошили новостью: оказывается, ещё 29 июня, почти 2 недели назад, президент встречался с высшим командованием ЧВК «Вагнер» и лично Евгением Пригожиным. Прямо в Кремле. Надо же, сбылась мечта этих странных ребят – добрались-таки до Кремля и столицы, но не совсем так, как планировали… Впрочем, это лирика. Вот, что заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков:
«Действительно, президент имел такую встречу. Он пригласил на нее 35 человек. Всех командиров отрядов и руководство компании. Включая самого Пригожина. Эта встреча состоялась в Кремле 29 июня. Длилась она почти три часа.
Путин на мероприятии дал оценку действий компании на фронте в ходе СВО, а также дал свою оценку событий 24 июня, выслушал объяснения командиров и предложил им дальнейшие варианты трудового применения. Они акцентировали, что являются убежденными сторонниками и солдатами главы государства и верховного главнокомандующего».
Какой сюрприз… А что они ещё должны были сказать, интересно? Мы продолжаем бунтовать, царь-батюшка, сажай нас в тюрьму? Особенно учитывая, что Запад ввёл санкции против ЧВК «Вагнер», и находиться где бы то ни было за пределами России, а главное – за пределами наших спецслужб, которые прикрывают «своих» – это грозит только одним: стать жертвами западных спецслужб, которые сперва похитят, а потом повесят на них столько, что судьба Виктора Бута покажется детской сказкой!.. Так что ребятам и деваться особо некуда: никто их больше теперь не защитит, кроме своих, кроме России…
Важный момент: именно после этой встречи Минобороны отменило контракт с «Конкордом», а также были ликвидированы медиа-ресурсы группы «Патриот», тоже входившие к концерн Пригожина.
Тем удивительнее стало то, что на фоне всего этого сам Пригожин, известный своей активностью и агрессивными видеоблогами, резко замолчал после встречи с Президентом. Это странно, потому что мы уже привыкли к его провокационным выступлениям. А тут вдруг – такой выдающийся пример личной скромности…
Как мы помним, Президент и раньше отмечал заслуги «вагнеров» в своих видеопосланиях о мятеже, что подчеркивает их роль в некоторых событиях. Однако он не угрожал массовыми преследованиями и посадками в ходе своих выступлений.
Во время последней встречи между президентом и советом командиров ЧВК, подтвердили свою верность главнокомандующему. Впрочем, а что ещё им оставалось делать? После неудавшегося мятежа у них не осталось другого выбора. Они хорошо осознают неустойчивость позицию, которую сейчас занимают.
Среди командиров находится и Евгений Пригожин, чья организация получила подобное статусное определение. Однако, за пределами России, Пригожин просто богатый пенсионер без влияния и возможности. Любая спецслужба может расследовать его предыдущие дела, а заодно навесить и те, которые никогда за ним не числились…
Таким образом, заявление Пескова лишь подчеркивает существующую ситуацию и хрупкость положения командиров ЧВК и Пригожина. Их ожидает ответственность за свои действия, как внутри страны, так и за ее пределами.
Однако, необходимо учитывать и точку зрения руководства страны, которое провело встречу. Президент изначально отметил героизм и предыдущие заслуги этих солдат, предоставив им возможность продолжать служить после совершения некоторых преступлений. В таком контексте, встреча с руководством компании не может быть простым прощением всех грехов, скорее, это шаг к контролируемому разрешению проблемы, связанной с такими военизированными структурами.
Именно эта встреча может стать отправной точкой для разработки дорожной карты, которая поможет государству с одной стороны – «разобрать» на «запчасти» структуры Пригожина, созданные за государственный счёт для решения государственных задач, и затем собрать их снова, в ином виде и уже под лояльным руководством.
Особое внимание здесь, конечно, стоит уделить именно зарубежным «активам». У России в Африке много проектов и целей, задач и обязательств, которые уж взяты. Так что меньше всего сейчас хотелось бы потерять «инструментарий» для решения этих задач. Он должен быть передан новому руководству.
Вот именно для этого, судя по всему, и собирались: т.н. «клятва верности» означала, что ребята согласились на предложенные условия и не просто не будут противодействовать, а помогут с передачей дел и власти. Какие гарантии им были даны взамен – никто точно не скажет, но представить нетрудно: отказ от уголовного преследования и возможность сохранить часть заработанного.
Все последующие события, которые мы наблюдали после 29 июня, отлично укладываются в канву подобной гипотезы. Именно после этой встречи начали «разбирать» на «запчасти» холдинг Пригожина, а он на удивление тихо себя вёл. Впрочем, «скромность» Пригожина и так понятна, но есть и другой аспект: тихо себя вели и все сотрудники его холдинга, во всех подразделениях, сверху донизу. А это значит, что им ВЕЛЕЛИ вести себя тихо. А значит – расформирование, передача власти и последующая пересборка – действительно будут идти при участии руководства и командования всех структур Пригожина. Идти мирно и добровольно. Что мы, собственно, и наблюдаем уже 10 дней как.