Ещё в прошлом году до западных компаний неожиданно дошло, что они не в состоянии забрать у РФ свыше 500 самолётов, находящихся в лизинге. Причин тому было несколько:
Первое. Забрать 520 лизинговых самолетов находящихся на территории России невозможно по одной простой причине — небо России закрыто для Европы, а небо Европы закрыто для России. То есть их тупо нельзя было «перегнать».
Второе. Та сторона которая разрывает контракт на лизинг самолётов, в данном случае европейские лизинговые компании, должна будет заплатить штраф. А подсчет общей суммы штрафа за 520 самолетов показал, что европейцам дешевле будет объявить себя банкротами, чем выплатить российской стороне все неустойки.
Третье. Российски компании не смогли оплатить лизинг, так как Россия была отключена от SWIFT. Так что и в этом случае вины России не было абсолютно никакой. В общем наша страна продолжила бесплатно пользоваться лизинговыми самолётами, а европейские компании получили головную боль в виде огромных убытков.
Здесь стоит напомнить, что зарубежные лизинговые компании при заключении договоров на поставку самолетов, чётко прописывали условия, из которых следовало что оплата должна была осуществляться в исключительно в валюте.
Но европейские и американские «гении» ввели против России невиданное доселе количество разнообразных санкций и заморозили российские резервы. Ответ на подобное варварство, последовал незамедлительно — Москва приняла решение осуществлять все расчёты исключительно в рублях. Не стали исключением и платежи за самолеты, которые по сей день продолжают поступать на специальные счета типа «С». То есть Россия продолжила выполнение своих обязательств, но только в рублях.
Однако зарубежные производители авиатехники, по настоянию правительств западных стран, вынуждены были расторгнуть заключенные контракты и требовать немедленного расчета в валюте или возврата самолётов.
Ситуация зашла в тупик. Зарубежные компании не хотят забирать деньги в рублях, а Россия не может, да честно говоря и не хочет, возвращать самолеты. Для нашей страны подобный шаг абсолютно неприемлем, так как повлечет за собой колоссальные убытки.
Помимо этого добавляет нервозности и тот факт, что Запад полностью прекратил техническое обслуживание американских самолётов, имеющихся у российских авиакомпаний. Решение конечно было найдено, ремонт самолётов был организован в Иране, но это добавило лишней головной боли российским авиаперевозчикам.
В результате плюнув не все приличия, отечественные компании нашли поистине мудрое решение. Они подали коллективное прошение к Центробанку, в котором просят регулятора установить определённые сроки, по истечению которых деньги, которые так упорно не хочет забирать Запад, вернутся обратно российским компаниям.
Впрочем, пока ведомство Эльвиры Набиуллиной не определилось с механизмом реализации внесенного предложения. При любом раскладе, этот вопрос будет рассмотрен на правительственном уровне. Безусловно, с точки зрения Запада, подобные методы мягко говоря несколько грубоваты, но другого способа вразумить западных политиков, любящих раскрывать свою варежку на чужое, просто не существует.
Да и другого варианта честно говоря просто не существует. Западные компании всё равно платежи в рублях забирать не станут, а российским компаниям нет никакого смысла, что бы столь необходимые для нашей авиационной отрасли средства, просто пылились на счетах типа «С». В то же время идти на поводу у иностранных лизингодателей, абсолютно недопустимо — это значит просто похоронить отечественные авиаперевозки. Благодаря стараниям сбежавшего вице-премьера Дворковича, самолеты, которые есть сегодня у российских авиаперевозчиков практически все произведены за рубежом. А отечественное авиастроение хоть и стремительно развивается, но не столь быстро как хотелось бы. Поэтому возврат 520 бортов, это просто выстрел себе в ногу. Так что вариант когда Россия оставит себе и самолеты и деньги, в любом случае самый идеальный.