В конце октября начальник Главного управления разведки Украины Кирилл Буданов в интервью американскому изданию The Drive заявил о том, что в 2023 году Украина может вернуть контроль над Крымом военным путём.
Данное заявление осталось бы одним из многих победных ожиданий, если бы за ним не последовал вывод российских войск с правобережной части Херсонской области. После того, как это случилось, многие вспомнили прогноз Кирилла Буданова. Попробуем разобраться, каковы реальные предпосылки и перспективы разворачивания битвы за Крым в 2023 году.
В военном отношении, получив контроль над правым берегом в нижнем течении Днепра в Херсонской области, ВСУ обретают возможность вести огонь по российским путям снабжения из Крыма на материковую часть Украины. По крайней мере, теоретически снаряды РСЗО HIMARS, имеющиеся на вооружении Украины, смогут доставать вплоть до города Армянск на севере Крыма. «Теоретически» — потому, что российская артиллерия на левом берегу Днепра, очевидно, тоже не будет бездействовать. В результате прилегающая к Днепру территория на левобережье Херсонской области вскоре станет местом ожесточённых артиллерийских дуэлей. Учитывая довольно высокую эффективность применения ВСУ РСЗО HIMARS, подобное положение вещей действительно способно создать проблемы для снабжения российской группировки в Херсонской и Запорожской областях с территории Крыма (правда, помимо этого, она может снабжаться и через Донбасс).
9 ноября в Сети появились снимки рытья российской стороной новых траншей на севере Крыма. Они указывают на то, что, по крайней мере теоретически в РФ предполагают возможность прорывов ВСУ до этих оборонительных рубежей.
Однако вероятность такого прорыва с правобережья Херсонской области крайне сомнительна. За время полномасштабной войны обе стороны продемонстрировали большие сложности с форсированием даже самых незначительных водных преград, таких как реки Ингулец, Северский Донец или Ирпень. Днепр в своём нижнем течении в десятки раз шире этих водных преград, а мосты через него в регионе были подорваны российской стороной.
В этой связи более вероятным для ВСУ выглядит путь к Крыму через территории Запорожской области, в настоящий момент подконтрольные РФ. Перерезание этого участка с севера на юг к Азовскому морю в районе Бердянска лишило бы российскую сторону сухопутного «коридора» в Крым. При этом работа артиллерии по российским путям снабжения с полуострова на материковую часть Украины с позиций на правом берегу Днепра могла бы существенно затруднить снабжение российской группировки севернее Крыма и вынудить её отступать к перешейку, соединяющему полуостров с Херсонской областью.
Впрочем, как можно судить по российскому сегменту Telegram, угрозу подобных действий ВСУ в РФ осознают не только военные, но и всевозможные военкоры с блогерами. В результате российские войска уже не первый месяц укрепляют фронт на Запорожском направлении. С высвобождением дополнительных сил из-под Херсона и прибытием всё большего количества мобилизованных этот процесс, наверняка, усилится.
Отдельным аспектом потенциальной битвы за Крым в 2023 году могли бы выступать военные действия на море. Украина не имеет мощного десантного флота для осуществления массированных операций по высадке своих войск на морское побережье полуострова. Тем не менее, проводить беспокоящие действия, доставляя неприятности Черноморскому флоту РФ, она способна. Буквально накануне президент Владимир Зеленский объявил начало сбора средств на производство армии водоплавающих беспилотников-камикадзе. Не так давно подобные дроны атаковали корабли ЧФ в бухте Севастополя. И хотя, по официальным данным, серьёзных повреждений российские корабли не получили, сам факт наличия у Украины подобных дронов в большом количестве способен существенно осложнить действия Черноморского флота России.
В ситуации разворачивания потенциальной битвы за Крым наверняка стоит ожидать массированных атак водоплавающих дронов на корабли ЧФ.
Впрочем, сколь мощной бы ни была эйфория украинского общества от возврата контроля над Херсоном, о начале сражений за Крым пока говорить ещё очень рано.