Варшава получит от США 486 «Хаймарсов» и около 10.000 ракет для них. Для чего ей такая мощь? Ответ очевиден.
Вашингтон согласился передать Варшаве беспрецедентно большой объём реактивных систем залпового огня HIMARS, сообщает польское издание Defence24.
Речь идёт о 18 установках HIMARS в их американском исполнении и 468 комплектах Launcher-Loader Module Kit — его можно смонтировать на подходящее шасси местного производства и получить «Хаймарс» с местным колоритом. В данном случае шасси предоставит завод Jelcz, а вся конструкция «полонизированного» HIMARS уже имеет название WR-300 Homar.
В качестве боезапаса к установкам будут поставлены:
— 521 комплект ракет GMLRS Unitary, по 6 ракет в контейнере — всего 3126 ракет с осколочно-фугасной боеголовкой;
— 532 комплекта ракет GMLRS Alternative Warhead Extended Range, по 6 ракет в контейнере — всего 3192 ракеты с увеличенной до 150-200 км дальностью;
— 461 комплект ракет обычных GMLRS Alternative Warhead, по 6 ракет в контейнере — всего 2766 ракет.
— 45 тактических ракет ATACMS с дальностью более 300 км.
Всё перечисленное обойдётся польскому бюджету примерно в 10 миллиардов долларов.
Польша залпового огня
486 установок РСЗО HIMARS — это много или мало?
Очень много.
Осенью 2020 года завод в Кэмдене (штат Арканзас, США) выпустил 500-ю установку. По открытым данным, 363 HIMARS состояло на вооружении армии США, 47 единиц — у корпуса морской пехоты, остальное было распределено по американским сателлитам.
Польша в результате может стать одной из самых насыщенных РСЗО стран. Её заявка на покупку почти 500 HIMARS была подана ещё в 2022 году, однако польское Минобороны решило параллельно приобрести южнокорейские пусковые установки K239 Chunmoo. Их будет 288, из которых 218 (вместе с десятком тысяч ракет двух типов) должны быть поставлены к 2027 году.
Разумеется, могут возникнуть определенные логистические трудности — при двух массовых системах РСЗО с разными конструкциями. Однако в Польше намерены создавать отдельные части под оснащение Chunmoo и HIMARS — чтобы в рамках одной боевой части не смешивались разные системы. Иначе это повлекло бы за собой удвоение необходимых складов и расширение компетентности обслуживающего персонала.
Против кого это всё?
Сложно придумать вариант использования почти 800 установок РСЗО, способных действовать в радиусе 150-200 (иногда 300) километров, кроме атаки по территории Белоруссии.
А как же Калининградская область? Занимая территорию примерно 200 на 100 километров, она может простреливаться системами, которые получит Польша, насквозь. Однако такое количество РСЗО явно избыточно для задачи удара по российскому полуэксклаву.
Разместив эти системы у восточных границ, Польша может угрожать Белоруссии – ATACMS способны дотянуться даже до Минска. Кроме того, в сферу действия польских РСЗО попадают те территории Украины, которые Варшава видит своим «призом» при благоприятном стечении обстоятельств: Львов, Тернополь, Ровно, Ивано-Франковск — вплоть до Хмельницкого.
Сложно отделаться от ощущения, что Польша, когда СВО дойдёт до рубежей западнее Днепра, попытается подкрепить свои претензии на Западную Украину демонстрацией возросшей оружейной мощи. Это ещё одна переменная, которую надо учитывать Москве в планировании европейской политики на ближайшие годы.
Ну а на практике это означает необходимость усиления ВС РФ до уровня, который позволит купировать возросшую польскую угрозу.
Елена Панина