Новый, 2023 год начался с довольно интересных событий в ряде регионов нашей планеты, тем самым наглядно подтверждая, что скучать следующие теперь уже 11 месяцев не придется никому. Например, о закрытии своих африканских проектов неожиданно объявила компания из США Exxon Mobil, являвшаяся крупнейшим собственником связанных с нефтегазовой сфере активов на континенте. О чем она открыто объявила, запросив за свои активы в Африке, а также Азии и Европе 25 млрд долларов, что станет крупнейшей распродажей за последние несколько десятилетий.
Американские компании уходят из Африки — почему?
Что интересно — о своем уходе из Африки также заявила другая крупная компания Chevron, избавляющаяся сейчас от своих активов в Нигерии. И это на первый взгляд достаточно странно, поскольку в странах, где присутствовали эти компании, еще есть большие запасы нефти и к тому же к ним постоянно добавляются все новые открытые месторождения. В целом, на Черном Континенте двух названным компаниям доступно гораздо больше «черного золота», чем в той же Латинской Америке, куда по официальным данным они собираются уходить. По крайней мере, на несколько миллиардов тонн.
Есть «смутные сомнения», что истинная причина ухода американцев из Африки — возвращение туда России спустя десятилетия отсутствия после развала СССР. А сейчас наша страна закрепилась в Центрально-африканской республике и Чаде, ее активно приглашают в Мали и Буркина Фасо, откуда уже уходят ранее дислоцировавшиеся там французские подразделения. Кстати, французов тоже интенсивно выдавливают из их некогда бывшей вотчины — в той же Мали в конце прошлого года демонстративно отменили визит французского президента Макрона, а взамен приняли российскую делегацию.
Одна из демонстраций в поддержку России в столице Мали — Бамако
Понятное дело, что французы просто так уходить не хотят и ситуация в регионе быстро становится взрывоопасной, а в такой обстановке работающие здесь компании могут просто потерять все свои активы. Если у них нет своего силового прикрытия, разумеется — а США сейчас не до Африки, поскольку страна стоит на пороге рецессии. Поэтому американцы сейчас начинают концентрировать усилия на Западном полушарии, так сказать реализуя на новом этапе истории знаменитую «доктрину Монро». Вот только получится ли это у них, с учетом нынешних политических реалий — еще вопрос.
Европейские страсти вокруг энергии, которой становится все меньше
Тем временем, в Германии накануне нового года открылся новый плавучий терминал по приему СПГ, который европейцы собираются закупать, что бы окончательно избавиться от зависимости от российского газа. Во всяком случае, такое заявление торжественно сделал присутствующий на церемонии канцлер Олаф Шольц, чем наверняка вызвал удивление у французской нефтегазовой компании Total, являющейся владельцем нового терминала. Хотя бы по той простой причине, что поступающий на новый терминал сжиженный газ.. российского происхождения, закупаемый французами у компании «Новатэк». Ведь Total вовсе не собирается никуда уходить из России, где она ведет успешный бизнес и не намерена выходить из состава акционеров своего партнера. Хотя бы потому, что это приведет к выставлению огромной неустойки и срыву обязательств по отношению к покупателям российского газа, поставляемого в рамках проекта «Ямал СПГ».
Европа срочно переходит на СПГ, но это ей не поможет
Кстати, обещанных американцами поставок сжиженного газа физически не хватит на всю Европу — они смогут разве что с трудом покрыть выпадение российских поставок у Германии после известных событий на газопроводах «Северный поток». Остальным же придется искать недостающий газ в других местах и переплачивать за него большие деньги, то есть, поступать в ущерб себе. Но похоже, что европейцы попросту «прижаты к ногтю» и не могут отказать своему заокеанскому хозяину, сделавшему им предложение, от которого невозможно отказаться.
Оказывается, СПГ на новый терминал пойдет.. из России
Да и в самой Франции, похоже, вскоре может возникнуть энергетический дефицит, несмотря на всю ее атомную энергетику, вырабатывающую почти три четверти всего электричества в стране. Хотя бы потому, что необходимый для работы АЭС уран она большей частью получает из той же Западной Африки, которая сейчас активно избавляется от французского влияния — так что поставки оттуда могут уже скоро и прекратиться. И тогда французам придется проститься с дешевой энергией, став на тот же путь деиндустриализации, что их восточные соседи — немцы.