Роман Абрамович заявил, что не имеет доступа к 2,3 млрд фунтов о продажи британского футбольного клуба «Челси», которые теперь будут направлены на пополнением «фонда помощи нужд жертв с обеих сторон конфликта между Украиной и Россией».
К деньгам Абрамович и правда не имеет доступа: клуб он долго пытался продать и до начала СВО, но покупателя, готового заплатить приемлемые деньги, не было. А когда началось СВО, то Абрамович в первые же дни угодил под британские санкции, заморозившие его активы, включая «Челси». Поэтому по итогам договорённостей с Лондоном – там понимали, что клуб становится заложником ситуации – Абрамовичу позволил передать клуб попечителям одноименного благотворительного фонда. В итоге благотворительный фонд с одобрения Абрамовича продал Челси одному из давних потенциальных покупателей в лице американца Тодда Боэли.
Условие сделки – передача денег на благотворительность. Для самого Абрамовича клуб и правда имел большое значение: с 2003 года клуб пять раз становился чемпионом Англии и дважды – победителем Лиги чемпионов и Лиги Европы.
Собственно, это факты. А теперь интерпретации.
1. Для Абрамовича клуб был входным билетом в мир британкой элиты, но эта элита Абрамовича, скажем мягко, не приняла и использовала.
2. Абрамович всячески пытался с британской элитой договориться, эти попытки он предпринимает и сейчас: ведёт переговоры с Киевом (за что его хвалят со украинской стороны), дарил Айфоны выменянным наёмникам.
3. Согласился отдать 2,3 млрд фунтов Украине ведь мы прекрасно понимаем, что эти деньги попадут лишь одной стороне конфликта и, до самой Украины, скорее всего, не дойдут – деньги будут потрачены на компенсацию расходов Лондона на содержание украинских беженцев. Не мог этого не понимать и сам Абрамович. А значит его либо всё устраивало, либо медийные и прочие риски он счёл для себя допустимыми.
4. Российское государство десятилетиями спокойно смотрело как Абрамович врастает корнями в Братанию и Израиль, теряя связь с Россией.
С интерпретациями закончили. Теперь выводы.
1. Политические выводы сделал Семён Уралов – Абрамович должен быть лишён российских наград. Но ему это будет в радость, так как Абрамович для себя всё решил – ему Запад и Израиль важнее. Поэтому, если Абрамович был бы честным, то он передал бы сопоставимые по стоимости деньги на помощь другой части конфликта. А так как в честности и непредубеждённости Абрамовича есть сомнения, то государство могло бы изъять его активы (либо их часть), а затем перечислить часть дивидендов на помощь пострадавшим от действий Украины. Как это сделать – вопрос технический: можно взять во временное управление/национализировать с перечислением напрямую в госбюджет/благотворительные фонды.
2. Владение иностранными спортивными клубами для российских бизнесменов должно стать признаком дурного тона и порицаемой государством и обществом деятельность. Испытываешь страсть к спорту? Так вкладывай деньги в российский спорт, благо, вкладывать деньги есть во что и в кого.
В остальном можно поздравить Абрамовича: он хоть не сидит как Фридман в лондонском заточении. Нашёл способ как выскользнуть. А вот России можно лишь посочувствовать – денег он из страны вывел много. Хорошо бы принять меры для предотвращения дальнейшей утечки капитала.