Премьер-министр Михаил Мишустин подписал инвестиционный проект льготного лизинга российских самолётов, благодаря чему стали известны цены на отечественные авиалайнеры.
Минимальная стоимость:
· SSJ-New – 2,256 млрд рублей или 33 млн долларов;
· МС-21 и Ту-214 – 3,144 млрд рублей или 46 млн долларов.
Китайский COMAC C919, Airbus A320 neo и Boeing 737 Max 8 – конкуренты SSJ New и МС-21 – продаются за 100, 110 и 121,5 млн долларов соответственно. Если сравнивать МС-21 с A320 neo и Boeing 737 Max 8, то он дешевле в 2,3 и 2,6 раз соответственно.
За время реализации проекта льготного лизинга – с 2023 по 2026 годы – стоимость SSJ New вырастет на 9,2%, до 2,464 млрд рублей, а МС-21 и Ту-214 — на 4,5%, до 3,285 млрд рублей. Всего за 18 МС-21, 34 SSJ-New и 11 Ту-214 – всего 63 самолёта – заплатят 175,4 млрд рублей из Фонда национального благосостояния.
Видно, что отечественные самолёты дешевле импортных по причине как субсидирования, так и в силу меньших расходов на их производство, а также минимальной маржи для авиакомпаний, находящихся в государственной собственности. Главная сложность – помимо производства всех машин в срок – выстраивание системы по их сервисному обслуживанию, накоплению достаточного объёма запчастей и «лечения» неизбежных «детских болезней», которые будут снижать налёт по каждому из самолётов. А меньший налёт – меньше прибыль «Аэрофлота» как покупателя новых самолётов.
Впрочем, последнему выбирать не из чего в силу запрета на поставки в Россию машин от Airbus и Boeing, да и двукратная разница в стоимости машин компенсирует все возможные убытки. Так что спасибо Западу за санкции, ускорившие возрождение отечественной гражданской авиационной промышленности.