Су-35 считается одним из лучших истребителей поколения 4++. Многие бы не прочь его приобрести, но страх вторичных санкций не даёт этого сделать. Фото Rulexip
Как учили нас гуру мирового капитализма, рыночек решает всё. Ну если не всё, то очень многое. Однако, подобные законы бытия и экономики исполняются далеко не всегда, особенно, если цитадели мирового капитала и самопровозглашенному гегемону чего-то очень не хочется. Очевидно, что большой коммерческий успех российского тяжелого истребителя Су-30 не остался незамеченным американскими маркетологами и политиками. Он не раз в учебных боях громил самые культовые американские истребители. А если верить индийцам и малайзийцам, то они и хвалёный «стелс» Ф-22 Раптор спокойно брали в прицел «сушки». Более 600 проданных Су-30 серии МК — это был серьезнейший успех российского военного авиастроения, которое в предыдущее десятилетие откровенно разоряли как свои, так и чужие. Но в лице «тридцатки» платформа Т-10 (Су-27) отнюдь не исчерпала своего конструктивного задела, и в 2013 году мир увидел новый сверхманевренный истребитель, если можно так выразиться, сверхглубокую модификацию «сушки», поколения 4++. Захватывающее выступление Су-35 в Ле Бурже, летом 2013 года, было отмечено большинством крупных авиационных журналов, даже не взирая на царившую в те годы тотальную моду на «стелс»-машины. У истребителя были все шансы повторить успех Су-30.
Су-30МК добрался даже до Венесуэлы, до этого покупавшей исключительно американские самолёты. Фото агенства Inicio
Большинство государств, купивших «тридцатки», почти сразу заключили договоры о намерениях на приобретение новой машины. К ним прибавился ещё и Египет, вновь восстановивший активное военно-техническое сотрудничество с нашей страной. Этот факт, похоже, особым образом задел заинтересованных лиц в США, ибо уже почти полвека североафриканская страна считалась их безраздельной вотчиной. В общем, возвращение российского оружия, в том числе и на жирные рынки, вроде египетского, Госдеп ужасно раздражало. К тому же, американцы решили и сами поторговать истребителями-тяжеловесами и вернули из небытия свой старый «Игл» Ф-15. Думается, что успех больших российских истребителей сыграл в этом не последнюю роль.
Тяжелые машины куда больше годились для создания многофункциональных самолётов, а массированные воздушные бои не практикуются уже довольно давно. И ничего, что Ф-15, новейшей модификации ЕХ, стоил в три раза дороже Су-30МК. Всегда можно придумать что-то в стиле, «не будете брать лотерейные билеты, отключим газ». И американцы придумали. Их закон о противодействии противникам Америки посредством санкций, или CAATSA, принятый летом 2017 года, стал образцом протекционизма и и самой что ни на есть грязной конкуренции. Удивляло в нём то, что там чёрным по белому были вписаны два образца российской техники — ЗРК С-400 и наш сегодняшний герой — Су-35. С одной стороны, это было своеобразным знаком отличия для российских разработок, но с другой — весьма сильно затрудняло их продвижение на рынок. Часть заинтересованных стран не выдержали угрозу вторичных санкций и от покупки отказались. Первым покупателем стал Китай, которому угрозы американцев были совершенно безразличны. А вот второй долго не находился.
Су-35 ВВС НОАК всегда находится на переднем крае. Сейчас он помогает китайской армии держать под контролем воды, примыкающие к Тайваньскому проливу. Фото Синьхуа
И вот теперь уже точно известно, что им стал Иран. О поставке первой партии из 12 истребителей объявил главный государственный телеканал Исламской Республики. Всего иранцы намерены приобрести более 60 машин, став таким образом обладателем второго по величине парка этих замечательных, и что характерно, неплохо зарекомендовавших себя в боях боевых самолётов. Уже известно, что первые сушки отправятся на защиту неба столицы, составив компанию МиГ-29, которые были в свое время приобретены, когда у Ирана появилось небольшое окно между очередными санкционными пакетами. Сейчас, с точки зрения международного права, тоже нет никаких ограничений, но все опять таки боятся гнева США, даже Китай. А Иран прошёл свой экзамен на суверенитет и купил самолёты, законодательно запрещенные США. Запрещенные просто потому, что так захотела их левая нога и безразмерный военно-промышленный комплекс. И тут, как говорил один известный киношный персонаж: «Свой своему поневоле брат».