В последнее время в российских телеграм-каналах развернулась дискуссия о необходимости предоставления младшим и средним командирам на фронтах специальной военной операции большей инициативы.
В частности, предлагается использовать позитивный опыт децентрализации управления прусской армией начальником Генштаба Пруссии фельдмаршалом Хельмутом фон Мольтке-старшим, который успешно реформировал прусскую армию, введя принцип Auftragstaktik – постановки общей задачи с возможностью подчинённому самому выбрать наилучший метод её решения (тактика задачи) в противовес Befehlstaktik – управлении в чётком соответствии с директивой (тактика приказа).
Известен случай, когда прусский полководец принц Фридрих Карл отругал некоего майора за беспрекословное подчинение вышестоящему приказу. Майор ответил, что он выполнял приказ короля, но принц был беспрекословен: «Его Величество дало вам звание майора, так как был уверен, что Вы знаете, когда не следует подчиняться приказам».
Интернет-издание «Ритм Евразии» напоминает, что в начале апреля генсек НАТО Столтенберг рассказал о подготовке в учебных центрах альянса десятков тысяч украинских военных: «В течение более восьми лет не менее 10 тысяч военнослужащих Украины участвовали в занятиях, учениях и боевой подготовке НАТО, которую вели по меньшей мере семь европейских стран-членов альянса. “Это помогло перейти от жёстких командных структур советского образца к западным стандартам, где солдат учат думать на ходу. Боевые подразделения Украины – это острие копья полностью перестроенного военного ведомства. Советники НАТО принесли с собой новые концепции для украинских сил советского образца, внешних аудиторов и специалистов по логистике. Отказавшись от акцента на количестве солдат и оружия, советники НАТО внедрили концепцию наращивания потенциала”». По мнению автора публикации, «уже тогда в основу подхода была положена та же доктрина принятия боевых решений, которая используется и в рамках нынешней миссии ЕС по обучению украинских военных. С точки зрения натовских специалистов, она является ключом к тактическим победам над российской армией и носит название Mission command (Управление задачами). Эта доктрина противопоставляется детализированному управлению (detailed command), ее исторический источник – немецкая доктрина противопоставления тактики задач и тактики приказов (Auftragstaktik vs. Befehlstaktik). Основная идея заключается в том, что не нужно давать детализированных приказов, а нужно ставить перед подчинёнными задачу и давать им свободу в выборе способов выполнения этой задачи».
Фельдмаршал Хельмут Карл Бернхард граф фон Мольтке-старший, родившийся в 1800 году, был главным творцом победоносной прусской армии, под его руководством завоевавшей репутацию ведущей армии Европы. Мольтке был и практиком, и теоретиком. Его идеи и концепты сформулированы в многочисленных эссе и мемуарах, кроме того он воспитал целое поколение немецких генералов. Мольтке разработал ту самую базовую модель управления армией, получившей известность как Auftragstaktik («тактика задач»). Это самое долговечное его наследие.
Мольтке отстаивал идею предоставления подчинённым самостоятельности при выполнении поставленной задачи. При оценке собственной победы над австрийцами в решающем сражении при Садовой в 1866 году он отмечал, что успеху германцев способствовали самостоятельные действия двух австрийских генералов, попытавшихся пробиться вперёд и тем самым поставивших свои фланги под удар. Но Мольтке осудил действия не этих инициативных генералов, а бездействие других подразделений австрийской армии, которые не поддержали дерзкую атаку и тем самым упустили шанс одержать победу над пруссаками.
«Подчинение – это принцип, – утверждал фон Мольтке, – но человек выше принципа».
Интересно, аналогичная ситуация сложилась и в ходе знаменитого Брусиловского прорыва в 1916 году, когда командующий Юго-Западным фронтом русской армии генерал Алексей Брусилов отказался выполнить приказ Николая II атаковать австро-германские войска на узком участке фронта и начал наступление на широком фронте. Наступление Брусилова отбросило противника на 120 км, но не привело к окончательному разгрому Австро-Венгрии, так как не было поддержано другими фронтами.
Опираясь на культуру независимого мышления прусских офицеров, фон Мольтке хотел создать эффективную систему командования, призванную обеспечить бы слаженные действия. В самокритичном докладе «Записки» о кампании 1866 года, составленном для короля в 1868 году, он подверг особой критике два момента: «отсутствие четкого руководства со стороны вышестоящих командиров и самостоятельные действия низшего командного состава». Мольтке признал свою недоработку, которая состояла в том, что его офицеры и генералы действовали самостоятельно, но при этом не понимая его стратегического замысла.
В 1869 году фон Мольтке опубликовал «Руководство для командиров соединений», в котором сформулировал основные принципы высшего командования, остававшиеся неизменными на протяжении 70 лет. Ряд положений этого документа сохранились почти в неизменном виде в современных доктринах вооруженных сил США и НАТО. В «Руководстве» фон Мольтке сформулировал решение конкретной проблемы, которую он ранее осветил в своих «Записках»: как руководить организацией, которая стала слишком крупной, для того чтобы ее мог лично контролировать один полководец.
В понимании необходимости делегирования тактических полномочий младшим командирам Мольтке радикально отличался от Наполеона, который на протяжении всей своей военной карьеры пытался решать всё и за всех лично, что стало одной из причин ряда поражений. Наполеоновские маршалы и генералы не имели возможности приобрести опыт самостоятельных решений. Император категорически требовал слепого выполнения его приказов, что стало одной из причин провала французской военной школы в последующие десятилетия.
«Руководство» Мольтке охватывает и ряд технических вопросов, таких, как походный порядок и современная тактика. Особого внимания заслуживает подход к командованию и контролю. Акцент делается скорее на командовании, а не на контроле: если старшим офицерам удавалось эффективно задать направление, младшие офицеры меньше нуждались в контроле.
В самом начале «Руководства» подчеркивается важность принятия четких решений на фоне неизбежного «трения войны», которое делает составление идеальных планов невозможным: «Когда вокруг вас тьма, вы должны уметь определять, что правильно, во многих случаях опираясь почти на одни лишь догадки, и отдавать приказы с осознанием того, что их выполнение будет затруднено всевозможными случайными событиями и непредсказуемыми препятствиями. В этом тумане неопределенности единственное, что должно быть бесспорным, – ваше собственное решение… Самый верный способ достижения цели – целеустремленное выполнение простых действий», ведь «ни один план операции не может определённо предвидеть развитие событий, которые произойдут после первого столкновения», – справедливо указывал Мольтке.
В истории прусской армии и ранее были прецеденты эффективного применения Auftragstaktik. Так, во время сражения против русской армии при Цорндорфе в 1758 году Фридрих Великий утратил хладнокровие и приказал коннице пойти в преждевременную атаку. Но конница не сдвинулась с места, потому что командовавший ею генерал Зейдлиц считал невозможным атаковать в тот конкретный момент. Фридрих направил ему депешу, в которой предупреждал Зейдлица, что проигрыш будет стоить ему головы. «Ответьте королю, – сказал Зейдлиц курьеру, – что после сражения моя голова принадлежит ему, но во время сражения, с его разрешения, мне хотелось бы воспользоваться ею!» Услышав такие слова, поражённый король решил позволить своему храброму генералу сражаться так, как тот того хотел. Зейдлиц оттягивал атаку, ожидая подходящего момента, а потом наголову разбил русских. Вечером того же дня Фридрих признал, что Зейдлиц был прав.
Принципы Мольтке наглядно и лаконично объяснил начальник британского Генштаба фельдмаршал сэр Уильям Слим: «Без деталей – не надо объяснять, где ставить пулеметы. С этим чертовски лучше справляется командир взвода». Каждый офицер и солдат должен понимать замысел главнокомандующего, подчёркивал теоретик. Имеется множество ситуаций, в которых офицер должен действовать так, как считает нужным. Нет смысла ждать приказа, когда тот не может быть отдан. Однако в большинстве случаев офицер способен эффективно исполнить замысел командования – именно тогда, когда он согласовывает свои действия с волей командира.
Прусская армия под командованием Мольтке разгромила армии Дании, Австрии и Франции. Получив развитие в работах германских военных теоретиков, принцип Auftragstaktik стал одним из краеугольных камней немецкой военной школы и попал на страницы многих воинских уставов, изданных после 1870 года. Только лишь в 2011 году концепция Auftragstaktik заложена в основу доктрины «согласованных наземных боевых действий» (Unified Land Operations) Вооружённых сил США. Сегодня по лекалам Auftragstaktik обучаются военнослужащие ведущих военных держав мира.
Сам факт, что российские военные аналитики начали столь необходимую сегодня дискуссию о возможности применения учения великого полководца XIX века для повышения боевых возможностей русской армии в ходе СВО, позволяет рассчитывать на грядущий успех.
Владимир Прохватилов, старший научный сотрудник Академии военных наук