Согласитесь, не каждый день увидишь в новостях, как Владимир Владимирович объясняет с повышенной эмоциональностью, что и как нужно делать целому заместителю премьера РФ и по совместительству Министру промышленности и торговли, коим сейчас является Денис Мантуров.
А ведь вполне себе заслуженный человек — Денис Мантуров, судя по количеству государственных наград:
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2013).
Орден Почета (2009).
Орден Дружбы (2008).
Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2007).
Почетная грамота Правительства Российской Федерации (2010).
Орден святого благоверного князя Даниила Московского III степени (РПЦ, 2017 год).
Кроме того, Денис Валентинович удостоен высшей государственной награды Венгрии для иностранцев – ордена «За заслуги» третьей степени «Средний крест со звездой» (2021).
Ну, и чтобы вы понимали масштаб — сумма задекларированного Денисом Мантуровым дохода за 2021 год – 704,664 миллиона рублей. Вполне успешный и заслуженный человек.
Но заслуги заслугами, а перечить Президенту, оправдывая нерасторопность, свою и своего ведомства, всё же не стоит. Такое поведение скорее похоже на оправдание, чем на поиск решения поставленной задачи.
Всё произошло на совещании, которое Владимир Путин проводил в формате видеоконференции. Он обратился к Мантурову с вопросом об обеспечении заказами предприятий, производящих самолёты. Получается, что предприятия, готовые это делать — есть, а контрактов у них нет:
«Долго, слишком долго. Пожалуйста, я вас прошу ускорить эту работу. Ну нет на предприятиях контрактов на 2023 год. Че тут говорить? Паспортов вы сами сказали нет. Ну, когда они будут? И контрактов нет пока» — сказал Владимир Путин.
На что Денис Мантуров возразил президенту:
«У Минпромторга есть контракты и по Министерству обороны и по гражданской линии, и ГТЛК, это в части вертолетов. А по самолетам у нас все сверстано с учетом испытаний, сертификации и программы импортозамещения»
Ну вот, наконец-то и об импортозамещении заговорили. Только Путин похоже не это хотел от Министра промышленности услышать. Ему нужны контракты на производство самолётов.
А как иначе у нас самолёты появятся, если зарубежные нам не продают, а на производство своих ещё даже контрактов нет? Но зато «всё свёрстано». Может тогда стоит что-то разверстать?
Вот и Владимир Владимирович Мантурову о том же сказал, а заодно предложил «остаться после уроков на продлёнку для уяснения материала»:
«Денис Валентинович, у вас сверстано, но контрактов нет. Ну я же вам говорю. Ладно, давайте, когда закончим совещание, я свами поговорю, что мы с вами сейчас пикироваться будем?»
Мантуров, видимо не до конца осознав остроту вопроса, заверил президента, что эта работа будет сделана в течении квартала, с учетом возможностей, которые сформированы бюджетом.
То есть получается, что возможности, а значит и сроки исполнения зависят от бюджета? Ну да, логично. Но тогда почему Мантуров упорно не обсуждает именно этот вопрос, ссылаясь на то, что «всё свёрстано»?
Мне по этому поводу вспомнился собственный опыт: когда-то я возразил своему руководителю, который являлся собственником компании, что для решения производственной задачи покупать (уже не помню что именно, но суть не в этом) очень дорого. На что получил вполне резонный ответ: «дорого — это не твоя проблема».
То есть, как говорит наша пословица, «дорога ложка к обеду». И то, что сейчас кажется дорогим, может оказаться единственно возможным, учитывая реалии, решением, когда на цену можно и глаза закрыть. Не бесконтрольно, разумеется.
Путина квартал никак не устраивал и он настоятельно попросил Мантурова:
«Чтобы в течение месяца, я Вас прошу, в течение месяца должно быть все сделано. Квартала какого-то. О чем мы говорим? Мы что, не понимаем, в каких условиях мы живем? Я Вас прошу в течение месяца эту работу закончить. Ладно?»
На что глава Минпромторга ответил, что он с коллегами из экономического блока попытаются сделать всё возможное. Но и этот ответ Владимира Путина не устроил:
«Нет, не постарайтесь сделать все возможное, а сделайте это, пожалуйста, в течение месяца. Это нужно сделать в течение месяца, не позже. Хорошо?»
И лишь теперь Министр коротко и по-армейски четко ответил — «Есть»
Только после этого президент смягчил тональность и объяснил своё недовольство, обращаясь к Мантурову:
Вы понимаете, почему я об этом говорил? Я обратил внимание на некоторые формулировки. Вы сказали: «В ближайшее время мы сделаем». Что такое «в ближайшее время»? Должно быть четко, ясно, понятно. Я же не с потолка это беру, правильно? Директора предприятий говорят: «Нет контрактов».
Остается надеяться, что это, справедливости ради — непростое распоряжение президента будет выполнено главой Минпромторга точно и в срок. Ведь не зря же Путин упомянул время, в котором мы сейчас живем.
Мы просто не можем себе позволить жить в прежнем ритме. Да нам и не дадут так жить. А значит, если мы не будем импортозамещаться не на бумаге, а на деле, то очень скоро у нас наступит дефицит не только самолётов, но и оборудования, на котором их можно производить.
Говорю это не понаслышке. Уже сейчас лично сталкиваюсь на работе с огромными трудностями поиска запчастей для импортного оборудования. А всё потому, что аналогичного оборудования, но своего, российского, у нас просто не производится.
Очень хочется, чтобы это совещание стало уроком для нашего Минпромторга и в будущем он бы смог оперативнее решать и другие, более сложные задачи.