Материал рубрики «Мнение профессионалов»
· Развитие экономики в течение двух предшествующих лет происходило под влиянием внешних обстоятельств – пандемии, необъявленной экономической войны со стороны коллективного запада, необходимостью проведения СВО и активизации государственного регулирования для противостояния негативным процессам. В конце первого квартала 2021 года после спада 2020 года, вызванного следствием ограничений в период пандемии, рост выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности восстановился.
· Различными темпами он сохранялся вплоть до марта прошлого года. При этом в январе прошлого года темпы роста достигали 107,7%. С апреля и до конца 2022 года в результате экономической войны выпуск товаров и услуг вновь стал сокращаться по сравнению с соответствующими периодами предшествовавшего года. Эффективные и своевременные меры государственного регулирования привели к тому, что с октября темпы этого сокращения стали замедляться.
· Тенденция замедления, по оценке, сохранится и в январе. В значительной мере это связано с улучшением ситуации в промышленности, продолжающимся, с учетом сезонного замедления темпов, ростом выпуска продукции сельского хозяйства, высокими темпами увеличения объемов работ в строительстве.
· Сокращение производства промышленной продукции может достичь в январе минимального уровня по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и подойти к границе, за которой начинается рост. Сдерживающее воздействие идет со стороны действий недружественных стран по ограничению импорта топливно-энергетических ресурсов из России, принятое, в частности, решение об установлении предельной цены на российские нефть и нефтепродукты, вынужденное в результате изменение логистики поставок энергетических ресурсов на мировой рынок, что негативно сказалось на динамике добычи полезных ископаемых. Если в январе 2022 года темпы роста добычи полезных ископаемых достигали 107,8%, то в январе текущего года ее сокращение может составить 98,8%.
· В течение прошлого года интенсивно принимались меры государственной поддержки обрабатывающих отраслей промышленности. Достигнуты определенные результаты. В январе, по оценке, может быть преодолен спад в выпуске продукции обрабатывающих отраслей. Ежемесячный рост производства в этих отраслях во второй половине прошлого года способствовал сокращению спада относительно соответствующих месяцев прошлого года. В ноябре по сравнению с октябрем производство продукции в обрабатывающих отраслях увеличилось на 2%. Доля обрабатывающих производств, по которым был зафиксирован рост выпуска продукции, может достичь к январю 56% против 32% в ноябре прошлого года.
· Продолжается рост производства по высокотехнологичным обрабатывающим видам экономической деятельности, лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, готовых металлических изделий (кроме машин и оборудования), транспортных средств и оборудования.
· Сохраняется спад в производстве автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов, хотя его глубина существенно уменьшилась, он остается наиболее значительным среди других видов обрабатывающих производств.
· В январе продолжится сокращение грузооборота транспорта и объемов оптовой торговли в результате санкций. Однако в этих инфраструктурных отраслях также есть позитивные сдвиги. В ноябре по сравнению с соответствующим периодом 2021 года на 1,4% вырос грузооборот автомобильного транспорта. В этом же месяце по сравнению с октябрем 2022 года на 6,6% увеличился грузооборот транспортной авиации, той отрасли транспорта, которая наиболее пострадала в период с начала экономической войны против России. Уменьшилось сокращение оборота оптовой торговли под влиянием его ежемесячного роста в конце года. В ноябре прошлого года по сравнению с октябрем он увеличился на 3,5%.
· Некоторые позитивные изменения наблюдаются и в секторе домашних хозяйств. На фоне замедления инфляции с октября прошлого года преодолено начавшееся с апреля сокращение реальной среднемесячной начисленной заработной платы работников организаций. С июня продолжается рост реального размера назначенных пенсий, темпы которого ускорились к концу прошлого года. Эти тенденции, по оценке, сохранятся и в январе текущего года. Однако они не обеспечивают увеличение внутреннего спроса со стороны населения. В результате продолжает сокращаться объем розничного товарооборота при некотором ускорении роста объемов платных услуг, оказываемых населению.
· Дальнейшее развитие ситуации в экономике в текущих условиях будет в значительной степени от реализации решений в сфере ее государственного регулирования, принятых в конце прошлого года в ходе заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, проведенного 15 декабря.
· Принятые на нем решения предусматривают переключение импорта с европейских стран на других партнёров, обеспечение технологического суверенитета страны; переход на опережающие темпы восстановления промышленности; сохранение финансового суверенитета России, повышение материального обеспечения всех российских граждан, нуждающихся в такой поддержке через увеличение выплат, поддержку материнства и детства. Предполагается поддержка жилищного строительства, в том числе, на новых территориях, за счёт продления льготной ипотеки и повышения объёмов сдачи жилья, опережающее развитие логистической инфраструктуры. Целевыми задачами ставится устранение в РФ социального неравенства и обновление госаппарата с ротацией чиновников.
· В рамках решения одной из поставленных задач правительство готовит комплексную программу по развитию промышленности в России, основной целью которой является качественный переход от продажи сырья к продаже товаров с добавленной стоимостью.
· Практическое решение поставленных задач требует наиболее полной интеграции бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики с действиями правительства, которая все еще остается проблемной.
· В конце прошлого года после долгого обсуждения был одобрен бюджет на последующие периоды. В рамках его подготовки было принято решение об увеличении налоговой нагрузки на газовую и нефтяную отрасли в 2023–2025 годах. Это должно обеспечить соответствующее формирование доходной части бюджета. Однако существуют риски в решении поставленной задачи: вступило в силу эмбарго и потолок цен за баррель нефти; в результате изменения спроса цены на нефть в мире сокращаются, из-за ограничительных мер на российскую нефть, те страны, что продолжают ее покупать, требуют значительные дисконты.
· При формировании бюджета на период 2023-2025 гг. Минфину при поддержке ЦБ удалось пролоббировать принятие решения о новом бюджетном правиле. «Новая песня о старом». Новое правило вводит потолок расходов бюджета. При этом глава Минфина объяснил нежелательность накопления резервов в рублях тем, что в таком случае пополнение ФНБ не будет оказывать влияния на курс национальной валюты РФ, уточнив, что крепкий рубль не очень желателен как для бюджета, так и для экспортёров.
· Таким образом, в условиях поставленной стратегической задачи на поддержку и развитие экономики приоритет вновь придается накоплению средств в «кубышке» вместо наращивания инвестиций в экономику. И это в ситуации снижения динамики инвестиций в течение года. Рост инвестиций в основной капитал в первом квартале 2022 года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года составлял 112,8%, тогда как в первом квартале текущего года, по оценке, может сократиться до 101%.
· Традиционно еще больше вопросов возникает относительно политики ЦБ, которая контрастирует с вышеуказанными целями стратегического развития экономики в сложных современных условиях.
· Наращивание внутреннего спроса, увеличение выпуска товаров и услуг не только важнейшие условия поддержки экономики, но и ускорения ее развития. На это направлены многие из приятых в последний год программных решений в рамках усиления системы государственного регулирования экономики. Однако, по мнению Первого заместителя Председателя ЦБ г-жи Юдаевой, слишком резкое увеличение объёмов отечественного производства, как она уверяет, приведёт к экономической рецессии. По мнению академика С. Глазьева, данное высказывание свидетельствует об абсолютной не компетенции данного должностного лица или должно рассматриваться как откровенное вредительство.
· На совещании, проведенном 30 ноября прошлого года, было отмечено, что необходимо добиваться роста реальных доходов жителей. Несмотря на сегодняшнюю ситуацию в экономике, это не должно снижать благосостояние граждан. Однако, по заявлению руководителя ЦБ, озвученному 16 декабря по вопросу о сохранении на прежнем уровне ключевой ставки, «дополнительным источником проинфляционных рисков может выступать ускорение роста реальных заработных плат, опережающего рост производительности труда». Видимо с этим надо бороться. Также было отмечено, что «в случае дополнительного расширения бюджетного дефицита может потребоваться более жесткая денежно-кредитная политика для возвращения инфляции к цели в 2024 году».
· Таким образом, складывается впечатление, что в совокупности действия Минфина и ЦБ могут усложнить достижения поставленных целей стратегического развития экономики в текущем году.
Основные тенденции в развитии экономики
(оперативный мониторинг текущего состояния и оценки возможного изменения)
______